Аппетит, как говорится, приходит во время еды: деловая элита, ощутив, что в силах повлиять на ситуацию, просит все больше полномочий, а куратор проекта - региональное министерство экономики - готовит поправки в закон об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) для усовершенствования этой процедуры.
- Сегодня практически исключено принятие правовых актов, касающихся ведения предпринимательской деятельности, без ОРВ. Разработчики начинают воспринимать эту процедуру как часть нормотворческого процесса, - говорит министр экономики Свердловской области Дмитрий Ноженко.
Он привел такой пример: по предложению бизнеса внесены изменения в проект постановления областного правительства об утверждении порядка сбора и обработки информации о состоянии условий охраны труда. В результате компании со штатной численностью до 50 человек теперь освобождены от обязанности ежегодно сдавать отчеты (для них установлен срок раз в три года). Кроме того, такую отчетность можно отправлять любым способом - по почте или через местные центры занятости, а не только через официальный портал. А после публичных консультаций о квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях со штатом от 35 до 100 человек, выслушав мнения бизнесменов, было решено вообще отказаться от разработки документа.
Между тем министр отметил и слабые места процедуры ОРВ: в первую очередь неосведомленность о ней большинства предпринимателей и, как следствие, их низкую активность в этом направлении.
Глухой телефон
Есть претензии и к другой стороне: бизнес не доволен обратной связью с разработчиками.
- До сих пор неочевидно, почему одни нормативные акты выносятся на ОРВ, а другие нет. Также не устраивает отсутствие цивилизованных согласительных процедур, - делится мнением исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Игорь Кудрявцев. - Иногда разработчики объясняют, почему наши предложения не могут быть приняты, но чаще всего этого не происходит. Так, замечания делового сообщества не были учтены при принятии постановлений облправительства о предоставлении субсидий на развитие частных промышленных парков, о причинении вреда автодорогам общего пользования тяжеловесными транспортными средствами. Сегодня у ведомств нет никакой ответственности за проведение ОРВ, а я думаю, она должна быть.
Коллегу поддерживает и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх:
- Очень жалко, что в процессе ОРВ не всегда бывают услышаны предложения бизнеса. Пример тому - постановление, согласно которому с 2015 года в 13 муниципалитетах резко увеличилась арендная ставка на земельные участки. Предприниматели, для которых плата стала непомерной, завалили меня жалобами. Уполномоченный вправе участвовать в оценке уже принятых актов и при необходимости готовить к ним поправки. Такая необходимость была, и в результате сегодня в восьми муниципалитетах арендные ставки возвращены на уровень 2014 года, - рассказывает бизнес-омбудсмен. - Если деловое сообщество дает резко отрицательное заключение на тот или иной документ, думаю, нужно не просто учитывать это мнение, а воспринимать как сигнал: значит, необходимо еще раз привлечь экспертов и обсудить все детали.
Кроме того, представители уральского бизнеса считают, что согласительные процедуры должны быть регламентированы, иметь типовой порядок, описывающий механизм принятия решения в случае, если аргументы одной из сторон - предпринимательского сообщества или исполнительного органа власти - не убедили оппонентов.
Забыли об экономике
Еще одна проблема, которую называют представители "большой четверки" - самых крупных и значимых предпринимательских объединений области, - это низкое качество проработки документов с точки зрения экономического расчета. Ведь нужно спрогнозировать, как новации скажутся на бизнесе.
- Порой разработчики представляют такие нормативно-правовые акты, где не то что экономика не просчитана, но неизвестно даже, на какое количество субъектов предпринимательства будет распространяться законопроект, - поясняет Елена Артюх.
Можно, конечно, предположить, что в этом и заключается задача делового сообщества - на основе практического опыта экспертов и широкого круга предпринимателей смоделировать, какие последствия для бизнеса повлечет принятие документа. Но тогда необходим некий индикатор эффективности нормативного акта - критерии, которые с течением времени покажут, достигнута ли цель, ради которой его разрабатывали.
- Например, все поддержали решение создать в области селекционно-семеноводческий центр для разведения картофеля. Чтобы адекватно оценить правильность этого решения, нужны понятные критерии: на сколько процентов вырастет обеспеченность сельхозпроизводителей отечественным посадочным материалом через год-два-три, как снизится цена для потребителей. Если подобные критерии будут, то можно говорить об эффективности регулирования, - говорит член совета Свердловского отделения "Опоры России" Дмитрий Ханин.
- Нужно знать степень охвата: если закон повлияет на пять-десять специализированных организаций, то, вероятно, профильному министерству нужно самому принимать решение, а не перекладывать ответственность на все многотысячное предпринимательское сообщество, - дополняет вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров. - С другой стороны, всегда следует прислушиваться к мнению муниципалитетов, привлекать экспертов с мест, ведь именно им потом на практике придется заниматься реализацией этих документов.
В срок не уложиться
Документы, которые выносятся на ОРВ, обычно достаточно сложные, требующие опроса предпринимателей, серьезного экономического анализа. Учитывая вышеописанные проблемы, положенных десяти дней на исследование зачастую не хватает.
- Часто сначала разрабатывается нормативный акт, а потом - сопроводительный документ к нему, рассматривающий альтернативные механизмы достижения цели. Хотя, по идее, все должно быть наоборот, - комментирует Дмитрий Ханин. - Поэтому, допустим, с министерством АПК мы пришли к договоренности, что при наличии доброй воли со стороны авторов проекта работать с документом бизнес-сообщество начинает еще до того, как он будет вынесен на публичные консультации. Таким образом, можно быстро снимать замечания, особенно технического характера.
Для совершенствования механизмов проведения ОРВ минэкономики подготовило ряд изменений, которые касаются в том числе и срока проведения публичных консультаций. В частности, он может быть продлен еще на десять дней, если законотворческая тема требует дополнительных исследований и запроса необходимой информации.
- В ближайшее время мы запустим специальный портал, разработанный Минэкономразвития РФ. С ним процедура ОРВ станет максимально прозрачной и понятной, там отражаются все этапы и действия участников процесса. Кроме того, работа с порталом в режиме реального времени позволит исключить временные затраты на переписку и согласования, - рассказывает Дмитрий Ноженко. - Параллельно запущен федеральный информационный сайт orv.gov.ru. Там есть раздел Свердловской области, где размещена актуальная информация об экспертах, лучшем опыте и анонсы мероприятий.
Алексей Головченко, руководитель комитета по ОРВ Свердловского регионального отделения "Деловой России":
- Бизнес активно участвует в обсуждении примерно 40 процентов нормативных актов, принимаемых в Свердловской области. Но некоторые министерства просто поглощают предложения экспертов, и дальше неизвестно, что с ними происходит. Для себя мы решили проблему так: отправляем их сразу и в минэкономики, и в профильное ведомство. Кроме того, нет механизма привлечения экспертов на стадии разработки документов. Например, мы предложили министерству инвестиций и развития формировать поправки в закон об инвестициях с участием нашей рабочей группы. Этого не произошло. Но ведь работа будет гораздо продуктивней, если с самого начала ведется конструктивный диалог.
Справка "РГ"
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Свердловская область в рейтинге по ОРВ занимает шестое место, а по отдельным разделам даже входит в тройку лидеров. Седьмое место занимает Югра, 11-е - Тюменская область, Челябинская - на 20-м, ЯНАО - на 29-м, Курганская область - на 45 месте.