Дровяная коммерция
Согласно областному закону южноуральцы, имеющие печное отопление в доме или баню, могли ежегодно обращаться в местные лесничества за дровами, которые отпускались по символической цене. Помимо этого по льготной цене селяне имеют право получить кубометры на ремонт бытовых построек и строительство дома (раз в 50 лет). Обычно на эти цели уходила почти пятая часть общего объема заготовки древесины в регионе.
Стоимость дров в зависимости от породы дерева варьируется от четырех (осина, ольха, тополь) до 180 (дуб, ясень, клен) рублей за куб. За хвойные породы жители платят в среднем 40-50 рублей. Разница с рыночной стоимостью деловой древесины, реализуемой арендаторами лесных участков, весьма существенна: брать "по справке" в лесничестве как минимум в четыре раза дешевле.
- Порядка 230 тысяч кубометров древесины каждый год отпускалось гражданам для собственных нужд, и, нужно заметить, люди весьма активно пользовались этим правом, но не всегда по назначению, - говорит начальник главного управления лесами Челябинской области Виктор Блинов. - В последние годы перепродажа кубометров, полученных по льготной цене, приобрела в области большой размах. Люди выписывали древесину на дрова, постройку дома, ремонт забора, а потом перепродавали на частные пилорамы. В некоторых районах области нелегальный бизнес особо процветал, но больше этого не будет.
Прикрыть дровяную коммерцию поможет более тщательный контроль за выдачей разрешений на уровне администраций районов. В некоторых муниципалитетах даже создали специальные комиссии, которые установят, действительно ли гражданину нужна древесина на постройку дома или же он желает обогатиться за счет государства.
По словам Виктора Блинова, отследить дальнейшую судьбу льготных кубометров не составит труда и для работников лесничеств, ведь сегодня транспортировка древесины без сопроводительных документов строго запрещена. Так что возможности реализовать или даже подарить полученные по льготным ценам кубометры у населения больше не будет.
Ажиотажа не случилось
В Брединском лесничестве пик обращений жителей Брединского и Кизильского районов за дровами традиционно приходится на сентябрь, когда зима уже не за горами. Однако нынче очередей нет.
- Думаю, в этом году к нам обратятся только те, кто реально нуждается в древесине, а не готовит ее к перепродаже. В настоящее время поток обратившихся уже сократился наполовину, - говорит руководитель Брединского лесничества Виктор Крутов.
Ежегодно только для отопления частных подворий Кизильского района отпускалось свыше семи тысяч кубометров дровяной древесины. Для района, расположенного в лесостепной зоне, где каждый зеленый островок на особом счету, это очень большие объемы. Поэтому зачастую под рубки отводились территории, пройденные огнем или поврежденные насекомыми-вредителями. Но если на дрова сгодится и такой лес, то баню из головешек не срубишь. В этом случае место под заготовку древесины выделялось в других районах области - преимущественно в лесистой горнозаводской зоне, правда, за сотни километров. При этом транспортные расходы, как и затраты на рубку деревьев, целиком ложатся на плечи льготника, в связи с чем отпускная цена лесничеств перестает быть столь привлекательной.
- В большинстве случаев выбивать древесину в лесничестве себе дороже: помимо бумажной волокиты нужно учитывать, что стоимость кубометров указывается на корню, а значит, дерево нужно еще срубить, погрузить и доставить, и это основная часть расходов, - говорит арендатор лесного участка Станислав Тарасевич.
Если суммировать оплату услуг частной бригады лесорубов, затраты на погрузку и доставку льготной древесины с учетом нынешней стоимости ГСМ, станет понятно, что выгоднее приобрести дрова или стройматериалы у легальных предпринимателей.
- Средняя стоимость деловой древесины на корню на арендуемых участках достигает 800-850 рублей за кубометр, но сравнивать с льготной ценой в лесничествах некорректно, ведь предприятия реализуют только готовую продукцию: колотые дрова, стройматериалы, причем с доставкой, поэтому и цены у них выше, - говорит Станислав Тарасевич.
Однако в кризисное время народ каждую копеечку считает. По мнению предпринимателей, ужесточившийся контроль за использованием льготных дров только подтолкнет селян к лесным прогулкам с топором и еще больше усугубит ситуацию с теневым оборотом древесины в регионе.
Для людей морока
Большая часть пригодных для заготовки деловой древесины лесных участков сегодня находится в аренде у бизнеса, поэтому рассчитывать на отборное качество "отпускной" не приходится. Однако, чтобы ее получить, нужно потратить немало времени и сил на оформление необходимых документов.
- Это сплошная волокита: не раз придется сбегать за нужными справками в администрацию и лесничество, потом еще дожидаться выделения лесосеки, а отведут тебе участок с горелым лесом - и думай, что с ним делать, - жалуется житель поселка Садового Сосновского района Юрий Завьялов. - В этом году деревянный забор у меня рухнул, но обращаться за древесиной на его починку даже не думаю: лучше из профнастила поставлю - дешевле выйдет.
По мнению Юрия Завьялова, ужесточение контроля за оборотом льготных кубометров в первую очередь ударит по законопослушным жителям, особенно тяжело придется людям пенсионного возраста, которые увязнут в бумагах, чтобы доказать лесничему, что у них печка в доме. При этом черные лесорубы, орудующие в лесах целыми бригадами, ежегодно незаконно добывают на Южном Урале свыше 12 тысяч кубометров отборной древесины - они размениваться на мелочи, вроде льготных дров, точно не будут.