В 1945 году сын крупного кубинского владельца сахарных плантаций Фидель Алехандро Кастро Рус блестяще закончил иезуитский колледж "Вифлеем". Его наставником был иезуит отец Лоренто, отмечавший в мальчике целеустремленность и тщеславие. Хорхе Марио Бергольо, будущий папа Римский, родился девять лет позже Фиделя - в Буэнос-Айресе, в семье простого железнодорожного рабочего, итальянского эмигранта. Вступил в орден иезуитов в 1958 году и учился в колледже Святого Иосифа. Руководство иезуитского ордена также отмечало в этом юноше лидерские качества благодаря которым он и сделал выдающуюся карьеру - стал архиепископом, затем кардиналом и, наконец, главой Римской католической церкви, первым в ее истории папой-иезуитом, первым папой из Нового Света и первым за более чем 1200 лет папой не из Европы.
Только не нужно искать в этом тайных смыслов. Просто иезуитские колледжи давали лучшее богословское и юридическое образование в Латинской Америке. Лучшей стартовой площадкой для умных, неординарных и, да, амбициозных молодых людей.
Но их ведь и другое объединяло. Оба прекрасно знали нужды простого народа и были душевно, можно сказать, пламенно неравнодушны к ним. Без этого изначального качества не бывает духовных народных лидеров. Что бы ни говорили о Фиделе и о коммунистическом режиме на Кубе, Фидель никогда не отделял свою судьбу от судьбы Кубы. На Кубе он родился, на Кубе и закончит свои дни - в этом невозможно сомневаться. Но невозможно сомневаться и в том, что Куба после его смерти станет другой. Лучше она будет или хуже - большой вопрос, который, как я понял, посетив Кубу в 2010 году, когда Фидель еще был ее формальным руководителем, волнует кубинцев гораздо-гораздо больше, чем, как я прекрасно помню, нас волновала смерть Брежнева. Эта другая история.
Кардинал Бергольо тоже приобрел народную популярность благодаря преданности делу социальной справедливости. И он вел себя так, как должен вести себя правильный народный лидер, христианский или революционный - не суть важно. Он жил в маленькой квартире, не похожей на дворец архиепископа, он отказался от личного лимузина с шофером и ездил на общественном транспорте. Он даже, говорят, сам готовил себе пищу.
Да, таких любит народ. Любой народ. Без различия национальностей. Только они способны быть его духовными лидерами. Не надо думать, что народ - стадо. Он, простите за банальность, чует душой. Поверх всех конфессий, политических доктрин и обещаний Царства Божия на земле или на небе.
Во всем остальном они разные. Кастро - бунтарь, революционер, борец с капитализмом, создавший всего в 180 км от США коммунистический анклав, в результате чего, будем говорить прямо, в 1962 году едва не случился конец света (Карибский кризис). Человек, который пятьдесят лет бессменно и фактически единолично управлял страной, ставшей "его" страной не только в душевно-нравственном, но и в буквальном политическом смысле. Диктатор Батисто, которого он сверг, правил на Кубе, и то с перерывами, ровно вдвое меньше. Да, кстати, и на папском престоле в Ватикане за это время сменилось пять "руководителей". Приезд папы Франциска - это визит уже третьего папы на Кубу. В 1998 году там побывал Иоанн Павел II, а в 2012-м - Бенедикт XVI. И хотя сегодня Фидель Кастро формально не руководит страной, уступив это место своему брату Раулю, но факт есть факт: уже третий папа Римский приезжает к Фиделю, который остается главным лидером своей страны. А папа, напомню, это наместник Бога на земле. Наместники Бога меняются, Фидель остается на своем месте. Само по себе это удивительный феномен.
Они говорили 40 минут. Мы не знаем всего, о чем они говорили. Представитель Ватикана Федерико Ломбарди рассказал, что встреча проходила в доме Фиделя Кастро в присутствии жены, детей и внуков и в довольно скромной обстановке: "Это была очень неформальная и дружественная встреча. Папа дал Фиделю книги о евангелических текстах, духовности и религиозном юморе". Папа получил в подарок книгу "Фидель и религия" - сборник интервью Фиделя Кастро, которые тот в свое время дал бразильскому священнику.
Я думаю, Фидель Кастро понимает механизмы влияния религии на людей и ее возможности не хуже папы. Куба была и остается очень религиозной страной. Куда более религиозной, чем Россия. Когда на Кубе был папа Бенедикт XVI, на его мессу на площади Революции в Гаване собралось 700 000 человек. И это после 50-летнего правления коммунистической идеологии. Тысячи и тысячи кубинцев пришли и на мессу папы Франциска. В своей проповеди папа призвал кубинцев больше заботиться не об идеологии, а друг о друге. Призвал к милосердию и к всеобщей любви.
Это, конечно, правильные и мудрые слова. Но все-таки только слова. Народ верит не словам, а людям. И в этом секрет власти одних людей над другими. Мне кажется, они оба хорошо это понимают. И вообще очень хорошо понимают друг друга.