24.09.2015 13:33
    Поделиться

    Под Орлом осудили родителей, державших детей на цепи

    В Орловской области суд отправил в исправительную колонию родителей, несколько лет истязавших маленьких сыновей.

    Если бы не сосед…

    Эта история всколыхнула Орловщину прошлой весной. В деревне Урицкого района из якобы благополучной семьи полиция изъяла двух мальчиков 2008 и 2010 годов рождения и их восьмилетнюю сестру. Пресс-служба УМВД объяснила это тем, что родители держали малышей на привязи. Вот тебе и благополучная семья… 38-летняя мать выставила себя жертвой домашнего насилия и все свалила на мужа. Дескать, он и над ней издевался.

    Отца - 46-летнего Н. - дома в тот момент не оказалось, да и позже он не появился. Учитывая обстоятельства, его объявили в розыск. Задержали сутки спустя - плутал в окрестностях. Невысокого роста мужичок с бегающими глазами и короткой стрижкой, испуганно озираясь, просил: "Не депортируйте меня". Оказалось, в середине 2000-х годов он приехал на Орловщину на заработки из Казахстана. Так и остался, сошелся с орловчанкой.

    В России жил без документов, не раз его штрафовали за нарушение режима пребывания в нашей стране. Он был уверен, что его разыскивают как нелегала.

    Удивительно, но много лет никто не замечал, что творится в деревенском домике в 20 километрах от Орла.

    - Проверяющие из различных служб не раз приходили в дом, в том числе без предупреждения, но нарушений в содержании детей не выявили, - рассказали в облсуде. - Цепи были замаскированы матрацем и ковром на стене. А у соседей о семье не спрашивали потому, что не было повода - никаких сообщений о жестоком обращении с детьми не поступало.

    Деревня - небольшая. Дом четы, официально не состоящей в браке, стоит на окраине. С местными почти не общались. Жили тихо и скрытно, перебивались случайными заработками на фермах, нанимались сторожами. Тревогу забил житель соседней деревни, работавший в поле и зашедший попросить воды. Он и нашел в комнате двух затравленных малышей, прикованных к скобам в стене. Когда пришла полиция, дети были свободны и играли. Цепи нашлись под половиком, а в стене под ковром обнаружили подозрительные отверстия.

    - У старшего мальчика было рассечено лицо, на шее - следы от ржавчины, - рассказали в облсуде. - На головах малышей было немало заживших шрамов, на теле - множественные синяки. Девочка сказала тогда, что отец привяжет их снова, когда вернется. Кстати, в тот день матери дома не было.

    Позже Н. рассказал, что вставлял в стену скобы. Детей в одних трусах сажали на цепь, когда взрослые уходили. Но порой не отпускали и когда возвращались. Словом, на цепи малыши провели немало часов. В ходе следственного эксперимента Н. заявил, что боялся, как бы мальчики, играя, не свалили с тумбочки телевизор. Длина цепи была выверена - чтобы не дотянулись. Отцовство Н., кстати, не оформил. Что и понятно - жил ведь нелегально.

    Кукушка

    По словам старшего помощника прокурора Орловской области Елены Семиной, в ходе следствия выяснилось, что на самом деле детей у О. пятеро. Двух старших забрали в 2004 году. Женщина злоупотребляла спиртным, и родительских прав ее лишили. Мать много лет не платит алименты. Соответствующие органы знали об этом. Ее предупреждали об уголовной ответственности и даже довели до суда. Наказали 120 часами обязательных работ.

    Подобное порождает ощущение безнаказанности, а там уж до жестокости и насилия - один шаг. Восьмилетняя дочь О. жила с родителями. Возможно, что и ее сажали на цепь, доказать это не удалось. В суде говорили о мальчиках. Супруги меняли показания, обвиняли друг друга и отказывались от своих слов. О. ждала суда на свободе, Н. - за решеткой. Гособвинение доказало, что они вместе и вполне осознанно истязали мальчиков. Били, приковывали, морили голодом, не говоря уже об унижении словами.

    Супруги меняли показания, обвиняли друг друга и отказывались от своих слов

    В оправдание супруги назвали это традиционным воспитанием. Мол, их в детстве тоже родители ругали и пороли. На цепь не сажали? Ну и что с того? В ходе следствия никакого раскаяния не было видно в них, скорее, в глазах стыло искренне непонимание того, что происходит. В чем обвиняют? За что собираются судить? Позже Н. вину признал, видимо, в надежде на снисхождение. А супруга продолжала винить во всем его.

    Прощения не дождались

    Первый процесс прошел в поселке Нарышкино. Там и были обнародованы страшные факты. Как установил суд, старшего мальчика Н. начал бить, когда ему исполнилось полтора года, младшего - когда тот научился говорить. Бил руками, ремнем, хворостиной и даже кнутом, таскал за уши, наказывая за плохое поведение. Потом стал привязывать, сначала - веревкой. Однако дети скоро научились ее перегрызать и сбегали. Тогда в доме и появились цепи, на которых в деревне держат скот.

    Мать знала и видела, что происходит, но в правоохранительные органы не обращалась. В судебном заседании она рассказала, что Н. приказывал ей привязывать мальчиков за ноги веревками. Если отказывалась, он бил детей. Поэтому она была вынуждена их привязывать, но после его ухода из дома отвязывала.

    Гособвинение просило для Н. и О. реальный срок заключения. По мнению прокурора Урицкого района Дмитрия Бирюкова, такие люди представляют социальную опасность для общества, их исправление невозможно без лишения свободы. Его заявление подсудимые восприняли с изумлением - наверное, надеялись на условный срок или штраф. Но суд согласился с прокурором.

    Супруги получили по четыре года исправительной колонии общего режима. Женщину, помимо истязания и пыток, признали виновной в злостном уклонении от уплаты алиментов. Следствие установило, что верховодил все-таки глава семейства. А супруга помогала "воспитывать". Осужденные с приговором не согласились и обжаловали его в областном суде. Вердикт не поддержала и прокуратура.

    На заседании коллегии по уголовным делам гособвинитель просил об ужесточении приговора. По его мнению, четыре года заключения за содеянное - это мало. Адвокаты, а у каждого из супругов был свой защитник, в мнениях разошлись. Например, Н. был доволен решением районного суда. Общаясь с коллегией, он сказал: "Я уже полгода за решеткой, свою вину осознал и признаю".

    Защитник О., напротив, просил о смягчении приговора и своего добился. Срок заключения ей сократили на три месяца. Суд принял во внимание не только раскаяние, но и заключение эксперта. Тот считает, что у женщины имеются признаки эмоционально-неустойчивого расстройства личности. Для Н. приговор оставили прежним.

    Следствие все еще разбирается с теми, кто не заметил разыгрывавшейся в деревне драмы. Впрочем, вряд ли кто из должностных лиц отправится за решетку, хотя карьера их уже испорчена. К слову, после того случая в регионе прошли массовые проверки, и почти в каждом районе нашлись семьи "социального риска", которых тоже ни в чем не подозревали. Не зря, видно, говорят: "В тихом омуте - черти водятся".

    Кстати

    В областной прокуратуре рассказали, что подобные дела редки, но все же случаются. Так, около десяти лет назад в небольшой орловской деревушке нашли мальчика, жившего с дворнягой в собачьей будке. Родители выгнали его из дома. А в конце прошлого года в Орле арестовали мужчину, державшего на цепи детей в городской квартире. Сейчас он содержится в СИЗО.

    Комментарий

    Ольга Степанович, помощник прокурора Орловской области по правовому обеспечению:

    - Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых. Согласно части 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Детская любознательность, беспечность и невнимательность иногда являются причинами падения из окон квартир, пожаров, травматизма на дорогах и несчастных случаев на водоемах. Чтобы не случилось беды, необходимо соблюдать элементарные правила безопасности, и главное - по возможности не оставлять детей без присмотра.

    Поделиться