Эксперт раскритиковал предложение Росрыболовства о "квотах под киль"

При распределении биоресурсов в 2018 году Росрыболовство предлагает резервировать 20 процентов квот для компаний, занимающихся строительством судов на отечественных верфях. Разберемся, что это даст.

Мы экономически неэффективно используем национальные биоресурсы экономической зоны РФ. Это является основной проблемой отрасли. Например, на самом массовом промысле минтая извлекаемая из тонны квот прибыль у нас в несколько раз меньше, чем у конкурентов из-за рубежа. При этом мы выбрасываем за борт в десятки раз больше молоди, давленного сырца и прилова. В общем бизнес недополучает прибыль, государство - налоги.

Причина кроется в качестве средств производства, то есть в качестве рыболовных судов. Применительно к тому же минтаю: наши крупнотоннажные суда, по данным Ассоциации добытчиков минтая, в среднем вылавливают в год по 16 тысяч тонн каждое, а сравнимые с ними американские - по 40-50. По техническим и производственным характеристикам наши суда, спроектированные более 45 лет назад, существенно уступают зарубежным аналогам. Разница в вылове определяет разную себестоимость и, соответственно, извлекаемую прибыль.

Но нашим рыбакам прибыли хватает, поскольку вместо обновления флота они выбили у государства существенные льготы. Например, они платят лишь 15 процентов ставки сбора за пользование биоресурсами, им возмещается НДС за экспортируемую продукцию... Оговоримся, что льготы нужны на ряде промыслов, но только не на таких высокоэффективных, как минтай, сельдь или краб, которых у нас на Дальнем Востоке больше 70 процентов общероссийских запасов. Зачем льготы компаниям, официально декларирующим многомиллиардные прибыли?

В натуральном выражении эти льготы в прошлом году только на Дальнем Востоке, по данным минвостокразвития, стоили государству 8,56 миллиарда рублей, в сравнении с 5,8 миллиарда рублей налогов. Отраслевую убыточность публично признал глава Росрыболовства на недавно прошедшем во Владивостоке конгрессе рыбаков. То есть высокодоходная для бизнеса отрасль генерирует государственные убытки.

Как эту ситуацию изменит предложение Росрыболовства о резервировании 20 процентов квот "под киль"? Никак. По сути предлагается до 2043 года законсервировать все отраслевые диспропорции и проблемы.

Каждое из наших крупнотоннажных судов в среднем вылавливает в год по 16 тысяч тонн минтая, а сравнимые с ними американские - по 40-50

Ничего не даст это предложение и развитию отечественного судостроения, поскольку для того же минтая, который обеспечивает три пятых вылова на Дальнем Востоке, 20 процентов - это, если отбросить прибрежку, всего пять-шесть современных судов. Таким портфелем заказов не привлечешь к нам ведущих зарубежных игроков для постройки технически сложных судов гражданского назначения. "Норвежская технология" сооружения флота на небольших частных верфях, с формированием корпусов (это всего 10-12 процентов стоимости судна) в Китае и Корее, может заработать у нас только при значительном портфеле заказов.

Государство обязано распорядиться национальными биоресурсами наилучшим образом. Но для этого нужно изначально понять: чего именно мы хотим? Без ответа на этот вопрос нам обеспечена бесконечная череда шараханий.

Успешный мировой опыт свидетельствует, что наиболее развитые государства используют свои биоресурсы для достижения целей, которые обеспечивают глобальную конкурентоспособность и продовольственную безопасность, а также развитие территорий и смежных отраслей национальной экономики. Эти цели точно соответствуют стратегическим задачам, стоящим перед отраслью, если основываться на программных документах, указах и поручениях президента РФ и следовать вектору развития национальной экономики в направлении технологического лидерства.

Во всех случаях способы достижения этих целей подразумевают наличие конкурентоспособного, эффективного и высокотехнологичного флота.

Однако его появления не обеспечат квоты "под киль", пусть и частичные, которые предлагает Росрыболовство. Поскольку это исключительно административный сценарий, в котором отсутствует главное - механизм, стимулирующий использование новых технологий и эффективных решений.

В то же время имеется решение, которое обеспечивает технологическое развитие через экономическую мотивацию пользователей квот, заставляя бизнес повернуться лицом к инновациям. Это система прямого учета вылова, многоступенчатого мониторинга и безотходного производства, которая не оставляет другого выбора бизнесу, кроме как выпускать больше продукции из поднятого на борт сырца за счет новых техники и технологий. Существующий сегодня флот при любой глубине его модернизации, так же, как и новый, но не современный, не сможет экономически эффективно работать в условиях этой системы. То есть это гарантия качества обновления флота.

Система экономически очень результативна. У американцев на промысле минтая ее использование с закреплением квот за компаниями позволило нарастить объем выпуска продукции по тем же квотам на 56 процентов. В наших условиях результат будет еще выше с существенным, кратным увеличением всех отраслевых показателей.

В заключение хотелось бы затронуть еще один наиважнейший вопрос: пока Росрыболовство направляет все свои усилия на дележку квот в своей экономической зоне, которые никуда не денутся, мы теряем глобальные преимущества в виде исторического права на вылов многих миллионов тонн ресурсов Мирового океана. Теряем последовательно, бесконтрольно и безвозвратно.