Готова ли Керчь к двукратному увеличению турпотока

С возвращением Крыма в Россию Керчь превратилась из провинциального портового города в важный транспортный и логистический узел, через который проходят мощные потоки грузов и пассажиров. Готов ли город к приему транзитных туристов и курортников - выяснила корреспондент "РГ".

С парома - на пляж

По данным "Морской дирекции", с начала 2015 года через переправу въехали в Крым или отправились обратно около 900 тысяч единиц автотранспорта и 3,4 миллиона человек. Безусловно, для большинства из них Керчь была всего лишь одной из точек на линии маршрута. Тем не менее все чаще путешественники выбирают Керчь и для отдыха.

По данным отдела по вопросам рекреационной деятельности администрации Керчи, к середине сентября с начала года в отелях и санаториях города отдохнули 29200 человек. Для сравнения, в 2014 году Керчь к этому времени посетили 9134 туриста. Заполняемость гостиниц и пансионатов в пик высокого сезона нынешним летом достигала 63 процентов, а в 2013-м - всего 35.

Возросший интерес к Керчи, казалось бы, должен радовать местных жителей, но многие из них считают, что город не готов к такому числу гостей.

- Для меня курортный сезон - настоящее испытание! - признается водитель маршрутного такси Николай Лебедев. - Работаю 18 лет и никогда такого не видел. Раньше Керчь отличалась полупустыми дорогами. О пробках мы слышали только по телевизору. Сейчас расстояние, которое преодолевали за 20 минут, проезжаем минимум за полчаса. И это не единственная проблема: возросло число нарушителей правил дорожного движения. Все куда-то спешат, суетятся, подрезают.

- На пляжах, в зонах отдыха никогда раньше не было столько мусора, - жалуется керчанка Анна Потапова. - На центральном пляже с начала лета периодически вырастают горы бутылок и отходов. То же самое происходит в приморских поселках Курортное и Героевка.

Скромное меню

Как ни странно, увеличившийся поток туристов никак не повлиял на количество ресторанов и кафе в Керчи - в течение полутора лет некоторые закрывались, а другие открывались. Однако цены в заведениях заметно выросли. Сегодня обед в местном ресторане (борщ, отбивная с картофелем, салат и сок) в среднем стоит примерно 1200 рублей, а в прошлом году тот же набор обходился в 700 рублей, тогда как в 2013-м можно было уложиться в 120 гривен (360 руб. по курсу того года).

Несмотря на рост цен, большинство приезжих не считают Керчь дорогим городом.

- Я был в Евпатории и Ялте. И в Керчи, конечно, все дешевле: и продукты, и гостиницы, и экскурсии. А качество услуг на том же уровне, - говорит житель Липецка Алексей Тимуров.

Еще одной серьезной проблемой развивающейся курортной Керчи стало соседство пляжей с заводами, занимающими значительную часть береговой полосы. А по санитарным нормам пляжи рядом с предприятиями должны быть закрыты. Так произошло в нынешнем году: из-за близости с керченским морским заводом "Фрегат" не работал популярный пляж "Черепашка". Из-за слива в море загрязненных вод не функционировал и пляж "Сморжевского".

Сервис подкачал

Переход под юрисдикцию РФ внес коррективы в курортный бизнес Керчи. Сегодня здесь насчитывается 38 учреждений отдыха - гостиниц, санаториев, пансионатов и баз отдыха. Правда, работают только 15 из них: три санатория, три пансионата и девять гостиниц прошли регистрацию по законам РФ, принимают организованных отдыхающих и официально платят налоги. Остальные еще не переоформили документы, так как их руководители находятся на Украине. Есть также турагентства, турфирмы и ИП, предоставляющие экскурсионные услуги. Самый крупный из них - ГБУ "Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник".

Несмотря на небольшой номерной фонд гостиниц - всего 469 койко-мест, они приняли наибольшее число туристов - 13600. В санаториях 572 койко-места, и с начала года они приняли 5000 человек. Большинство отдыхающих считают, что до идеального сервиса многим средствам размещения еще очень далеко.

- Я отдыхала на базе отдыха в поселке Героевка. Понравилась цена - всего 300 рублей в сутки за комнату, - делится впечатлениями москвичка Ирина Скачко. - Но сервис там неважный. Такое впечатление, что попали в 1970-е годы.

Владельцы местных отелей полагают, что при оптимальном соотношении цены и качества можно не только удержать старых клиентов, но и найти новых.

- Безусловно, мы ощутили, что теперь город находится на транзитном пути, - рассказывает генеральный директор одного из отелей Анна Хавтура. - И в прошлом, и в нынешнем году в пик высокого сезона наполняемость отеля достигла 80 процентов, а в 2013-м - всего 25. Конечно, выросли и цены, но незначительно. Так, сейчас одноместный номер стоит 1900 рублей, а год назад - на 200 рублей дешевле. И причина не в увеличении потока туристов, а в инфляции. Для нас приоритет - достойный сервис и оптимальная цена. Стараемся соответствовать современным стандартам. За последние два года в 80 процентах номеров установили сплит-системы, открыли два конференц-зала. Многие гости отеля стали нашими постоянными клиентами.

Разумеется, уровень сервиса керченских отелей и санаториев напрямую зависит от активности инвесторов, которые пока, увы, предпочитают вкладывать средства в инфраструктурные, а не в рекреационные проекты.

- На сегодняшний день централизованных, крупных инвестиций, связанных с курортной деятельностью, в городе нет, - признает заместитель главы администрации Керчи Богдан Жорняк. - Это не значит, что бизнес не хочет вкладывать средства в данную сферу. Просто есть более важное направление - строительство моста и все, что с этим связано. На днях мы рассматривали инвестиционный проект производства металлических опор освещения стоимостью 650 миллионов рублей. Они будут использоваться на федеральных трассах и, скорее всего, на мосту. Такой проект для инвесторов интересен. Керчь нуждается в определенных промышленных ресурсах. Строительство энергомоста и транспортного перехода через Керченский пролив - приоритеты для крупного российского бизнеса. Инвестиции в туристическую сферу обязательно пойдут, но всему свое время.

Курс на курорт

Безусловно, промышленному городу трудно соперничать с курортами Евпатории или Ялты. Но у Керчи свои конкурентные преимущества, главные из которых - низкая цена. Согласно рейтингу, составленному туристическим порталом Travel.ru., первое место среди курортных городов России в 2015 году в недорогом сегменте заняла именно Керчь с бюджетом в 2446 рублей на трех человек в день. Для сравнения, в Ялте день отдыха обходился семье в 4610 рублей.

Другой потенциальный ресурс Керчи - лечебно-оздоровительный. Ведь в 16 километрах от города, в поселке Курортное, находится озеро Чокрак, лечебные грязи которого станут главной фишкой одного из шести туристических кластеров Республики Крым. До 2020 года на туристско-рекреационный кластер в Ленинском районе по федеральной целевой программе планируется выделить 1,6 миллиарда рублей.

Так что динамичное развитие Керчи как курорта вполне реальная перспектива при условии улучшения инфраструктуры, сервиса, открытия новых санаториев и развития медицинских услуг. Правда, восточным воротам Крыма по сравнению с другими городами выполнить эту задачу будет сложнее всего: ведь курорт здесь надо не достраивать и улучшать, а практически создавать заново.

Комментарий

Марина Логвина, начальник отдела по вопросам рекреационной деятельности администрации Керчи:

- Предприятия, легально работающие в рамках российского законодательства, прекрасно понимают, что улучшение сервиса увеличит их доходы, поэтому стараются развиваться, обновлять материальную базу, осваивать новые виды услуг. Со своей стороны, мы помогаем им. Учитывая неизбежные сложности переходного периода, с этой задачей удачно справились. Может быть, не все прошло так гладко, как хотелось бы. Но в этом году мы получили колоссальный опыт, который обязательно учтем в следующем сезоне. На что ориентироваться в 2016 году? Прежде всего нужно перевернуть сознание и развивать Керчь уже не для маленькой страны, как делали предыдущие годы, а для большой России. Мы должны работать в других масштабах, с другим сервисом, с другими доходами.