Помимо прочего документ дает право регионам устанавливать свои критерии для признания права собственности на самовольную постройку. Если она возведена без существенных нарушений строительных норм, не нарушает ничьи права и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, то ей вполне могут дать право на жизнь.
Как рассказывают республиканские эксперты, осенью 2006 года из Гражданского кодекса исключили положения, разрешавшие гражданам при определенных условиях регистрировать самовольные постройки на не принадлежащих им земельных участках. С тех пор накопились проблемы.
"С указанной даты на территории г. Улан-Удэ и Иволгинского района республики возникла проблема решения вопроса с 6 тыс. самовольных построек, - говорится в пояснительной записке. - Появление большинства из них было вызвано несовершенством действующего до 1990-х годов законодательства. Это в первую очередь касается жителей сельских населенных пунктов, расположенных вокруг столицы республики, а также пригорода, строительство которых велось бурными темпами в 1960 - 1980-х гг".
Впрочем, тема легализации самовольных построек еще долго будет актуальна по всей стране. Так исторически сложилось, что далеко не каждая дача имеет официальный документ. При этом сами дачи нередко старше тех законов, по которым их приходится оформлять.
Кстати, в этом году Росреестр зафиксировал резкий рост популярности так называемой "дачной амнистии": упрощенного порядка приватизации земельных участков, находящихся в личном пользовании, а также домов и строений. По данным ведомства, в январе-июне 2015 года в рамках "дачной амнистии" зарегистрировано 445,6 тыс. прав на недвижимость. Для сравнения: за тот же период 2014 года этот показатель был чуть выше 355,2 тыс.
Напомним, в феврале Госдума одобрила законопроект о продлении "дачной амнистии" еще на три года - до 1 марта 2018-го. Однако есть мнение, что "дачная амнистия" по факту может прекратиться гораздо раньше, а закон и вовсе продлеваться не будет. Причина в том, что в сентябре вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, усложняющие оформление самовольных построек.
Как пояснил "РГ" нотариус Алексей Комаров, список объектов, которые могут быть признаны судом самовольной постройкой, теперь стал закрытым. То есть туда больше ничего не добавить. С 1 сентября 2015 года это могут быть только здания, сооружения или другие строения. Законодатель исключил понятие "иное недвижимое имущество", к которому относятся, скажем, незавершенные объекты. А у местных властей появилось право в некоторых случаях снести самовольную постройку без суда. Допустим, если сарай-нелегал находится на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей, то начальство может самостоятельно вызвать бульдозеры.
Ужесточаются требования и к строениям, возведенным без надлежащих документов.
"В предыдущей редакции статьи 222 Гражданского кодекса говорилось о существенных нарушениях при возведении объекта, при наличии которых согласовать постройку в судебном порядке было нельзя, - поясняет Алексей Комаров. - По смыслу новой редакции закона, даже любое незначительное нарушение СНиПов, правил пожарной безопасности или СанПинов определяется как существенное, что может стать причиной в отказе оформления здания или строения. Представляется, что законодателю до ужесточения правил легализации самовольной постройки необходимо либерализовать существующие строительные требования, которые ни прочитать, ни тем более понять обывателю не представляется возможным".
Иными словами, даже мелкое отклонение от санитарных норм может стать приговором для незарегистрированной дачи. А поскольку правила сложны даже для профессионалов, простому человеку в них вписаться при строительстве даже маленького сарая практически нереально. Что остается делать: будем сносить?
Законопроект возвращает надежду: он смягчает нормы, во многом возвращая старые формулировки. А пока для признания права собственности на самовольную постройку необходима совокупность трех условий.
1. Тот, кто построил нелегальный дом, должен иметь права и на землю, где появилась постройка. Причем эти права должны допускать возможность строительства на нем данного объекта. Потому что бывает земля и не предназначенная для стройки. На некоторых землях можно только пахать и сеять.
2. Если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах. Проще говоря, речь о тех самых многочисленных нормах, предписывающих, как надо строить.
3. Если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Здесь все просто. Скажем, если из-за неудачно построенного гаража соседний участок стало заливать или туда может обрушиться оползень, незаконную постройку придется снести.