24.09.2015 00:20
    Поделиться

    В регионах предложили ввести уголовную ответственность за тунеядство

    Скандальная инициатива - ввести уголовную ответственность за тунеядство - снова всплыла в лентах новостей. Напомним, еще по весне депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин выступил с шокирующим многих начинанием. Законодатель предложил установить уголовную ответственность для лиц, не работающих более шести месяцев. Наказывать тунеядцев депутат рекомендовал исправительными работами сроком до года. Уголовная ответственность, правда, предусматривалась не для всех. От преследования по закону освобождались лица до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, беременные, а также женщины, имеющие детей до 14 лет, священнослужители, ряд других категорий. Не светил срок и тем гражданам, для которых работы попросту не нашлось. Но даже несмотря на все эти оговорки, законопроект сразу же окрестили скандальезным и непроходным. Что автора новации нисколько не смутило: он обещал за лето свою плодотворную идею доработать, заручившись уже поддержкой с мест. И вот с приходом первых осенних деньков в лентах новостей опять опять потянулись громкие заголовки: "Власти Севастополя, республик Тыва, Адыгея и Марий Эл поддержали законодательный почин о тунеядстве".

    Тут уж корреспондент "РГ" не выдержала и решила выяснить, чем пленила регионы странная инициатива, возвращающая нас всех в невозвратное советское прошлое.

    Закон о тунеядцах и бездельниках был принят в СССР в 1961 году. Согласно указу "трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность - честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения". К середине 1964-го года по этому указу было сослано 37 тысяч человек. Использовали его и для преследований по политическим мотивам. Дело поэта Иосифа Бродского - не единственное. Государство боролось с бездельниками и дармоедами тридцать лет, вплоть до 1991-го, когда был принят закон "О занятости населения", зафиксировавший факт существования в стране безработицы и отменивший уголовную ответственность за тунеядство.

    "А в 1993-м мы всенародно приняли Конституцию, которая декларировала: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен", - пояснила "РГ" кандидат юридических наук Елена Моргунова. - Согласна с питерским депутатом: социальное иждивенчество, теневой сектор экономики, неподотчетная государству занятость населения - проблемы серьезные. Да, ущерб тут огромен. Согласна и с тем, что авторитет труда сегодня упал, особенно у молодежи. Но воскрешение статьи о тунеядстве нас не спасет". В Советском Союзе, - напоминает вице-губернатор Еврейской автономной области Геннадий Антонов, - было гарантировано право на труд. Это означало "получение гарантированной работы". Наша Конституция таких обязательств не предусматривает. Но если государство не может обеспечить своим гражданам работу, они в этом не виноваты, считает первый зампред Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Алла Кузьмина.

    Если законопроект будет принят, лица, живущие за счет дивидендов и процентов по вкладам, окажутся вне закона. Коснется это и людей творческих профессий, не привязанных к конкретному месту службы. Странно в законопроекте и то, что за тунеядство предусматривается не административная ответственность, а уголовная. Но ведь она влечет за собой судимость, а это препятствие для дальнейшего трудоустройства. Как видим, изъянов у новации много, чем же тогда объяснить то, что регионы готовы ее поддержать? "Не думаю, что это реабилитация правового наследия СССР. Все понимают, это невозможно", - говорит Елена Моргунова. А профессор Института современного развития Алексей Скопин полагает, что регионы, поддержавшие введение наказания за тунеядство, хотят таким образом пополнить бюджет недополученными налогами. "В России в некоторых регионах до 70% жителей занято в теневой экономике, то есть они что-то делают, но налоги не платят. Законопроект может подтолкнуть россиян к тому, чтобы они начинали регистрироваться как занятые. И главы субъектов, поддерживающие законопроект, думают о пополнении бюджета, сокращении расходов на пособия по безработице, об установлении прозрачности на рынке труда". Хотя в этом вряд ли помогут попытки реанимировать почившие в бозе указы. Лучше учесть успешный опыт Белоруссии в борьбе с социальным иждивенчеством.

    Безработная? - В бордель!

    В Берлине 25-летняя девушка - специалист в области информационных технологий, отказавшаяся стать проституткой, лишилась пособия по безработице. Дело в том, что в Германии безработные могут рассчитывать на пособие. Однако если они "необоснованно" отказываются от работы, которую им подыскали социальные службы, пособие может быть отменено. После того как в законодательстве Германии не осталось норм, препятствующих тому, чтобы женщин заставляли работать в секс-индустрии, безработным дамам в возрасте от 18 до 55 лет начали предлагать "подходящую" работу в борделях. В соответствии с новыми законами такая работа теперь не считается аморальной, и от нее нельзя отказаться без риска потерять пособие. Впрочем, после того как история стала достоянием гласности, власти выступили с разъяснениями: трудоустройство в интимной сфере возможно только в случае четко выраженного пожелания самого безработного.

    Опыт друзей

    В Белоруссии так же остро, как и у нас, стоит проблема теневой экономики - в стране многие зарабатывают транзитной торговлей, и уровень официальной занятости составляет 20-25% от общей численности населения. 2 апреля 2015 г. в Белоруссии был принят Декрет "О предупреждении социального иждивенчества". Согласно Декрету граждане, которые более полугода не уплачивали налоги на доходы (то есть не финансировали государственные расходы), обязаны уплатить сбор. Неуплата сбора влечет за собой административную ответственность в виде штрафа или ареста. Таким образом, в Белоруссии введен сбор за тунеядство, а не ответственность за него (не путать с ответственностью за налоговое правонарушение). От сбора освобождаются несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, недееспособные, нерезиденты, лица, работающие на сезонных работах. Декрет также содержит перечень тех, кто признается участвующим в финансировании государственных расходов. Это фермеры, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, военнослужащие, ремесленники, творческие работники, священнослужители, многодетные родители.

    Поделиться