"С учетом ситуации в Сирии и на Украине президент Обама, несмотря на имеющиеся с Москвой разногласия, посчитал безответственным упускать шанс обсудить возможности для прогресса на высшем уровне", - заметил Родс, добавив, что "лидеры ряда европейских государств также призывали Обаму провести встречу с российским коллегой". Представитель Белого дома особо подчеркнул, что "Россия проявила себя очень конструктивным партнером в процессе переговоров по ядерной программе Ирана". "Это показывает, что мы можем сотрудничать по важнейшим мировым проблемам, даже несмотря на сохраняющиеся разногласия", - уверен он.
Как дали понять в Белом доме, Обама намерен поднять украинский вопрос на переговорах с президентом РФ. Американский лидер находится под давлением конгресса и части чиновников собственной администрации, которые настаивают на жесткой линии в отношении Москвы и считают, что США должны продолжать играть лидирующую роль в санкционном давлении на Россию. Однако обмен мнениями по этой теме - это скорее протокол, ведь к встрече с Путиным Обаму подтолкнула вовсе не Украина, а заинтересованность в координации с Россией борьбы против "ИГ". По словам представителей администрации, "в ходе диалога американский лидер постарается получить ясность в отношении того, какой вклад могла бы внести Россия в борьбу с экстремистами", а также "будут затронуты вопросы политического урегулирования в Сирии".
Контакты президентов России и США стали крайне редкими после возникновения разногласий по кризису на Украине. В текущем году Путин и Обама несколько раз разговаривали по телефону, а последняя личная встреча между ними состоялась почти год назад на саммите АТЭС в Китае.
Первая в текущем году встреча двух лидеров состоится 27 сентября на полях юбилейной 70-ой сессии Генеральной ассамблеи (ГА) ООН в Нью-Йорке. На следующий день запланировано выступление президента России на ГА, одной из центральных тем которого, как ранее сообщала "РГ", станет проблема борьбы с Исламским государством (ИГ). Согласованию встречи президентов на минувшей неделе предшествовал первый телефонный разговор министра обороны США Эштона Картера с российским коллегой Сергеем Шойгу, также посвященный кампании против "ИГ".
Эти контакты можно расценивать как сигнал готовности Белого дома по крайней мере частично отойти от попыток изоляции Москвы на международной арене перед лицом реальной общей угрозы со стороны "ИГ". "На каждом этапе мы даем понять, что открыты для взаимодействия если это может привести к прогрессу", - подчеркнул Родс.
Борьба с экстремистской группировкой стала одним из основных приоритетов для Белого дома после того, как в прошлом году боевики обезглавили несколько заложников-американцев и опубликовали видеозаписи казни. Столпами стратегии США стали бомбардировки с воздуха позиций "ИГ" и Ираке и Сирии, а также программа подготовки бойцов так называемой "умеренной сирийской оппозиции" для ударов по экстремистам на земле, в рамках которой предполагалось обучить примерно 5,5 тысячи человек до конца года. Однако спустя год возглавляемая США кампания зашла в тупик, а стратегия Белого дома находится под шквалом критики.
На минувшей неделе глава Центрального командования США Ллойд Остин на слушаниях в конгрессе поверг сенаторов в шок, сообщив, что в рамках указанной программы, на которую было выделено 500 миллионов долларов, подготовку прошли лишь 54 бойца, подавляющую часть которых боевики "ИГ" нейтрализовали сразу после переброски. На сегодняшний день в рядах "умеренной оппозиции" сражается всего 4 или 5 бойцов, обучавшихся у американцев. "Необходимо признать, что это полный провал", - подчеркнул сенатор Джеф Сэйшенс.
Масла в огонь добавили просочившиеся в СМИ слухи о том, что старшие офицеры Пентагона манипулировали отчетами аналитиков, искусственно приукрашивая для Белого дома картину ходе о кампании в Ираке и Сирии.
Последним ударом для администрации стало известие о намерении специального представителя президента США по формированию международной коалиции против "ИГ" Джона Аллена подать в отставку в начале ноября. Одной из основных причин его ухода источники агентства Bloomberg назвали "разочарование постоянных вмешательством советников из Белого дома в его работу", а также "нежелание администрации выделить необходимые для войны ресурсы". Так, была отвергнута идея Аллена о направлении в Ирак специалистов по тактическому контролю воздушного пространства, которые бы помогали осуществлять координацию авиаударов.
Что касается политического урегулирования в Сирии, то в последние дни официальные представители Белого дома и госдепартамента продолжали настаивать на том, что необходимым условием является уход президента Башара Асада, а наиболее конструктивным путем борьбы против "ИГ" для России было бы присоединение к усилиям так называемой международной коалиции, возглавляемой американцами.
Позиция Москвы, напротив, предусматривает опору в борьбе с "ИГ" прежде всего на правительственные силы в Сирии и оказание им международной военной помощи. Пока в Вашингтоне категорически отвергают возможность поддержки сирийским властям. Однако в условиях зашедшей в тупик кампании против "ИГ" инициативы Москвы могут положить началу продуктивному диалогу, как это уже случилось два года назад с проблемой химического оружия в Сирии.
"Кровопролитие в Сирии может обернуться не только крупнейшей гуманитарной катастрофой, но и несет огромные геополитические риски", - считает один из ведущих американских экономистов, специальный советник генерального секретаря ООН по целям развития тысячелетия Джеффри Сакс в своей статье на сайте Project Syndicate, настаивая на том, что "путь к урегулированию лежит через СБ ООН". "Сделка "шестерки" с Ираном по его ядерной программе стала демонстрацией способности СБ играть ведущую роль, - констатировал он. - Это может случиться и в Сирии, если США откажутся от одностороннего требования о смене режима и будут работать над общим подходом с другими членами совета, включая Россию и КНР". По его мнению, эта позиция стала одним из камней преткновения, из-за которого СБ не сумел стать эффективным инструментом для сирийского урегулирования: "Россия, как и США, заинтересована в восстановлении стабильности и разгроме "Исламского государства". Но у Москвы нет интереса позволять Вашингтону приводить к власти свои режимы в Сирии или других странах региона". Сакс напоминает, что в 2011 году Барак Обама провозгласил, что президент Башар Асад должен уйти, США развернули дипломатическую кампанию против него, а ЦРУ приступило к поддержке сирийских мятежников. "В результате, если раньше конфликт уносил жизни примерно 500 человек в месяц, то теперь число погибших измеряется тысячами, а иногда и десятками тысяч ежемесячно. Это абсолютная катастрофа, - считает он. - Военные интервенции в Афганистане, Ираке и Ливии приводили к схожим результатам. Свернуть режим - это одна задача. Установить вместо него стабильное и легитимное правительство - совсем другая. Если США хотят лучших результатов, необходимо отказаться от односторонних действий".
"У России, США, ЕС, Ирана, Саудовской Аравии, КНР и Индии есть глубокий общий интерес перед лицом противника, который несет угрозу для всех. Все согласны с тем, что "ИГ" необходимо уничтожить, хотя есть разногласия по тому, как именно это сделать", - пишет на страницах журнала National Interest глава московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин, добавляя, что восстановление Сирии "возможно только в результате диалога между политическими силами страны при посредничестве международного сообщества, включая Запад и Россию".