Кубанычбек Кенешович, в двух словах, что нужно Бишкеку, чтобы действительно стать комфортным для проживания столичным городом?
Кубанычбек Кулматов: В прошлом году мы разработали программу социально-экономического развития на 2014-2018 годы, она называется "Город открытых возможностей". Основной ее смысл в том, что жители в партнерстве с муниципалитетом совместно создают комфортную среду проживания. В первую очередь нужно преобразовать инфраструктуру столицы, провести капитальную реконструкцию коммуникаций, дорог, системы освещения, систему уборки, вывоза и утилизации ТБО (твердых бытовых отходов). Иными словами, Бишкек должен стать городом, в котором тепло, комфортно, удобно, светло, чисто и безопасно. Рассчитано, что все системные реформы, которые мы начали со стартом программы, заработают в ближайшие год-полтора. Мы намерены сделать столицу страны городом с динамичной экономикой, развитой социальной сферой и эффективным управлением.
Во многих крупных городах мира наблюдается приток мигрантов из провинций, и Бишкек не исключение. Есть ли какой-то способ, который бы позволял помочь новоиспеченным горожанам приобщиться к столичной культуре?
Кубанычбек Кулматов: Это вопрос общей культуры, которая начинается с воспитания в семье, детском саду, формирования городского сознания. Мы тоже, как и во всех городах мира, работаем над решением этой, одной из сложнейших, проблемы. Знаете, наши внутренние мигранты, которые, к примеру, законно переселяются в столицу, показывают образец высокой самоорганизации. Они не только сами строят себе жилье, но и собирают средства на ремонт дорог, обустройство прочей инфраструктуры, хотя мэрия со своей стороны тоже направляет значительные средства на решение этих проблем. Меня всегда по-хорошему удивляет инициативность и самоорганизация жителей наших новых жилмассивов.
В рамках реализации генплана столицы разработана программа бишкекской агломерации. Здесь предусмотрено развивать пригороды, в том числе и новые жилые массивы. Тут же должны сосредотачиваться и основные производственные площади. Это позволит разгрузить перенаселенный центр, оттянет в агломерацию часть населения. Причем все эти новые территории будут городом и одновременно самостоятельными административными единицами, что позволит вкладывать больше финансов в их развитие.
Бюджет столицы пока не позволяет расширять многие улицы или делать новые транспортные развязки. Рассматривается ли какой-то другой реальный способ решения проблемы пробок?
Кубанычбек Кулматов: Тут я вижу две набившие оскомину проблемы: собственно дорожная сеть и управление ею. До сих пор городские магистрали строились и эксплуатировались по остаточному принципу. Мы же подошли к решению проблем системно. Так, в 2015 году мэрия разработала и представила вниманию горожан концепцию развития дорожной сети города Бишкека на 2015-2017 годы. Здесь три основных направления - строительство, реконструкция и реабилитация дорог.
К настоящему времени проведены ремонт и реконструкция улиц Курманжан Датки и Ибраимова, практически завершились работы на трех важных автомагистралях - Ганди, Ауэзова и Жукеева-Пудовкина. Организовано кольцевое движение на перекрестках Шабдан Баатыра - Ахунбаева и Чортекова - Айни - Муромская - Кривоносова. С 15 октября планируется ввести на четырех центральных столичных улицах - Московской, Киевской, Токтогула и Боконбаева - одностороннее движение.
Мэрия изыскала дополнительные средства, чтобы установить большое количество новых светофоров. Также удалось в целом отладить бизнес-процесс: впервые расширили полномочия и функции муниципального предприятия по комплексной эксплуатации столичных автодорог. Теперь у нас есть кому и ремонтировать, и ухаживать за городскими трассами.
В городе активно развивается многоэтажное жилищное строительство, но затрагивает оно, в основном, центр и южные микрорайоны, где практически и так не осталось места. Почему мэрия не обратит внимание застройщиков на окраины?
Кубанычбек Кулматов: Бизнес строит там, где ему выгодно. Но сейчас готовится проект детального сегментирования генерального плана Бишкека. То есть дальнейшая застройка будет вестись более упорядоченно как в центре, так и на периферии. Собственно, концепция генерального плана постоянно корректируется. Резюмируя, на ваш вопрос отвечу так. В этом году совершен значительный прорыв - мы вернули Бишкекархитектуру под нашу юрисдикцию. То есть отныне сможем противостоять хаотичной застройке.
Основная масса новых домов и торговых центров в центре не предполагает автостоянок. Может быть, запретить возводить в черте Бишкека здания без парковок на подземных или первых этажах? Рассматривается ли возможность строительства многоэтажных стоянок в центре, в том числе муниципальных?
Кубанычбек Кулматов: У мэрии нет таких полномочий, нормы строительства разрабатывает Госстрой. И все же при ремонте и реконструкции дорог мы, в первую очередь, уделяем особое внимание организации парковочных мест. Мы серьезно поработали над законодательной базой, которая позволяет сейчас начать системные реформы в этой области. Очень важные поправки внесены в законы КР "О неналоговых платежах" и "О дорожном движении в КР". Они позволят органам местной власти и самоуправления самостоятельно решать вопросы предоставления земель во временное пользование для сооружения автостоянок и парковок. И мэрия получила основание для того, чтобы отдать парковки на аутсорсинг частным компаниям. Муниципалитет сейчас работает над регламентом и другими документами, чтобы можно было решать все спорные вопросы.
Когда, наконец, в столице построят мусороперерабатывающий завод?
Кубанычбек Кулматов: Как раз сейчас консультантами Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) готовится тендерная документация на строительство мусоросортировочного завода. Скажу больше: практически все бюрократические процедуры пройдены. Мы планируем построить завод к 2017 году.
Каковы планы на ближайший год?
Кубанычбек Кулматов: Нам необходимо, в первую очередь, максимально реализовать программу развития. Из самого первоочередного - проект модернизации наружного освещения: лампы накаливания будем менять на современные, светодиодные. Готовится к запуску автоматизация системы управления уличным освещением. Ведем переговоры с ЕБРР о закупке необходимого количества автобусов большой вместимости, работающих на природном газе. В ближайшее время будут открыты школа на 960 мест в жилмассиве "Дордой" и детсад на 280 в жилом массиве "Кок-Жар". Вводятся в эксплуатацию перепрофилированные в детские сады пустующие здания. Начинаем строительство школы в жилмассиве "Калыс-Ордо".
Каждый крупный город имеет собственное лицо. Каково оно - лицо Бишкека? Что делает и что может сделать столицу Киргизии особенной?
Кубанычбек Кулматов: У нас много объектов, сохранившихся со времен СССР. Это здания мэрии, Дома кино, международного университета, Национальной филармонии, цирка, площадь Победы, мини-памятники в Дубовом парке, фонтаны. Это все и составляет уникальный архитектурный облик нашей столицы.
В программе "Город открытых возможностей" описаны ключевые задачи в сфере градостроительства. Это и переориентирование деятельности городских архитекторов на интересы развития столицы. И формирование определенных правил создания единого, привлекательного образа города. И визуальная политика, включающая в себя формирование образа Бишкека самим городским сообществом. Думаю, что в ближайшем будущем нас ждут и новые архитектурные решения, которые станут символами нашего времени.