Чудо-городок на пустыре
- Эх, жаль сегодня в обед дождик лил: ребятишки по домам попрятались, теперь не выйдут - сыро, - сокрушается Семен Васильевич, смахивая дождевые капли с качелей и горок. - А то, бывает, приходят сюда малышей по 40 с мамами. Набежит детвора с соседних улиц - играют, смеются! Посмотришь из окна - душа радуется.
В районе Светотехстрой, что на окраине столицы Мордовии, таких дворов больше не найти. Красивая просторная детская площадка появилась здесь в прошлом году на месте бывшего пустыря. Ни город, ни жильцы окрестных домов не потратили на нее ни копейки.
- Я давно мечтал смастерить тут уголок для малышей. Поделился с сыном - он у меня в Москве бизнесом занимается. Ему идея понравилась: "Папа, сделаем! Я тоже в этом дворе рос - надо помочь". Он аттракционы приобрел, на грузовике в Саранск отправил. Я даже не знаю, сколько все это стоит, - рассказывает мужчина, окидывая взглядом окружающее великолепие. - Правда, вот эту детскую машинку я потом сам на свои деньги докупил. И вон тот вертолет...
Вокруг площадки ровными рядами красуются елочки, березки, каштаны, разбиты аккуратные клумбы.
- Четыре КамАЗа земли привез в этом году, три - песка. И деревья вокруг посадил - почти сотню саженцев. Отливал их потом долго, но сейчас уже все прижились, - говорит собеседник. И, заметив изумление в глазах, объясняет: - Я родом из Черкасской области. В нашей деревне, бывало, выйдешь из дома - тут тебе цветы, садочек... Вот и здесь хочу так сделать. Сам-то, может, уже не увижу, когда эти каштаны зацветут, а людям останется.
В общий котел
В Саранск гарный украинский хлопец Семен Прокопенко попал в 1973-м.
- Поехал в Ленинградскую сельхозакадемию поступать, заехал сюда, к дяде, - понравилось! Жену себе тут присмотрел, двое сыновей у нас выросли, внуки уже почти взрослые... Никуда отсюда не хочу. Хотя за Украину душа болит. Родня у меня там осталась - так я им уже звонить боюсь... - вздыхает он.
Получив профессию зооинженера, Прокопенко много лет проработал начальником отдела в крупной организации. В домкомы переквалифицировался вот уже как три года - когда ушел на пенсию.
- В нашу пятиэтажку мы въехали новоселами 35 лет назад. Сейчас большинство жильцов здесь уже пенсионеры. За все это время капремонта у нас не было ни разу. Когда меня избрали председателем ТСЖ, за домом числилось 300 тысяч рублей долга. На первом собрании я предложил отказаться от услуг коммунальщиков по графе "содержание жилого фонда", а сэкономленные деньги - около 12 тысяч рублей ежемесячно - тратить на нужды дома, - вспоминает мужчина.
С тех пор подъезды здесь убирают и моют сами жильцы: график дежурств вывешен на каждой площадке. Положенные ему как председателю ТСЖ выплаты - около 3 тысяч в месяц - Семен Васильевич тоже отправляет в общий котел. Как и зарплату дворника - его функции он каждый день выполняет бесплатно.
- Зимой мне еще сосед помогает, Юрий Алексеевич Фролов, вдвоем с ним снег убираем. И подвал привести в порядок тоже он пособил. Раньше там вода стояла по пояс, тритоны плавали, а сейчас - посмотрите: чисто, сухо, ни мусора, ни паутины! - гордо улыбается собеседник, отпирая дверь в подвальное помещение, сияющее свежей побелкой. - Позвал я мужиков, полгода мы тут возились. Все сами: руками, ведрами, лопатами... Кто-то доску принес, кто-то со сваркой помог. Потом свет сюда провели, а вот канализацию меняли уже за счет домоуправления. А вообще я не поленился - специально подсчитал: за три года мы за счет дома сделали работ на 886 тысяч рублей, из них 100 тысяч я лично внес. То, что сам делал - белил, брусчатку клал, - я не считаю, иначе бы сумма за миллион перевалила. Долгов по квартплате у нас сейчас нет - платят все: люди видят, куда деньги идут.
Ни для кого не секрет, что взаимоотношения жильцов с коммунальщиками подчас принимают характер затяжной войны. Однако пятиэтажка на улице Воинова, 25 и здесь выбивается из общего ряда.
- Не знаю, как другим, а нам управляющая компания очень помогает. И городские власти тоже: крышу отремонтировали, дорогу, швы меж панелями заделали, когда в квартирах начала плесень появляться. Порой стараются быть поприжимистее, но я - человек дотошный. Вот смотрите: цоколь пятиэтажки рушится, если сейчас не сделать - через десять лет угроза дому будет. А если вовремя починят - он еще 30 лет простоит. Фасад бы еще покрасить и окна в порядок привести... - деловито перечисляет собеседник. - Конечно, недовольные всегда найдутся - на меня тоже одна соседка жалобы пишет. Взятки, говорит, беру. А кто их домкому носит?.. Вообще, когда говорят, мол, все чиновники такие-сякие, толку ни от кого нет, то это означает, что человек сам ничего делать не хочет, только ругается зазря. А если есть желание самому что-то изменить - любой тебе навстречу пойдет. Да что говорить: когда к нам детскую площадку привезли, начальник нашей УК сам помогал мне ее выгружать. А клумбы вокруг видели? Это люди сажали, причем не из нашего дома. Знаете, как приятно! А ведь я их об этом даже не просил.
"Семечки не лузгать!"
Как живое подтверждение словам Прокопенко, во дворе появляется женщина с внуком: "Я цветочки принесла, можно у вас здесь высадить? Это ирисы. А то у меня на даче их хулиганы порвали, пусть хоть здесь цветут".
Завидев диктофон, Альбина машет рукой:
- Ой, только не пишите мою фамилию. Мы через дорогу живем, а соседям по-доброму завидуем. О своем домкоме я даже говорить не хочу - раз в месяц квитанции разнесет, вот и вся ее работа.
За свои ирисы женщина спокойна: окна квартиры Прокопенко на пятом этаже выходят прямо на площадку. По периметру аттракционы окружает высокий сетчатый забор. Рядом с воротами - памятка со строгим предупреждением: "На площадке не сорить, семечки не лузгать!"
- Это я сам придумал - для порядка, - улыбается Семен Васильевич. - На ночь запираю на замок, чтобы пьяные компании не шастали. Утром встану, во дворе уберусь, открою. Песок в песочницах всегда чистый, кошки и собаки сюда не заходят: как крикну на них - бегут наутек. Еще мне хочется рядом для подростков площадку сделать - забетонировать и тренажеры поставить. Надеемся, что городская администрация с этим поможет. Хотел еще сделать уголок сказочных персонажей - Бабу Ягу поставить, Волка с Зайцем, но мне сказали, что зиму они не выдержат. А вот тут я площадку для колясок оборудую. И новые качели поставлю - я уже заказал в Санкт-Петербурге. Не ворчит ли супруга из-за того, что деньги из семьи уходят? Да вы что - она у меня понимающая. Это же наш дом.