Ольга Тобрелутс путешествует только самолетом и терпеть не может поездов. Летает петербуржская художница, похоже, много: небо, облака, кипящие в них страсти, как нельзя лучше различимые с борта авиалайнера, стали сейчас ее темой. А вот москвичка Ирина Корина берет выше...
Выставка "Путешествие из Петербурга в Москву" - пятая в серии тематических экспозиций, организуемых Галереей Веры Погодиной в ее цикле "Русская хрестоматия". Предыдущие четыре осмысления классических русских литературных сюжетов - проекты "Отцы и дети", "Горе от ума", "Мертвые души", "Волки и овцы" - в разное время в московском Литературном музее уже показывались. Тогда в них участвовали, случалось, десятки художников, но на сей раз Литмузей дал организаторам выставки вместо анфилады помещений только один зал, и представлять вечную тему движения из одной столицы в другую было предложено двум художницам, живущим в конечных пунктах назначения книги Радищева.
Каждый выход к московской публике Ольги Тобрелутс - художницы, способной удивлять работой в самых разных жанрах, от видеоинсталляций и компьютерного монтажа до монументальной живописи маслом, - событие. Обдумывая предложенную ей тему, Ольга, как это с ней бывает в последние годы (вспомним прошлогоднюю ее выставку "Ландшафты небес"), вновь решила взглянуть в синеву над головой.
За лето для выставки в Литмузее было написано десять холстов, составивших многометровый фриз, а в них - та самая дорога в облаках. Пребывающие в вечном движении небесные ландшафты между Москвой и Питером, фантастические горы и долины с бушующими в них стихиями, с солнцем, то победно пробивающим прорехи в облачной ткани, то наглухо зашитым в иссиня-черный саван грозы, эту неосмысляемую и недосягаемую красоту (мастерски выписанную рукой художника) теперь можно наблюдать с расстояния вытянутой руки.
И в этот облачный край неожиданно спустилась... орбитальная станция.
Ирина Корина в своих фантазиях явно отталкивалась от силуэта "Союз-Аполлона" (художественный объект по своим очертаниям и вправду напоминает состыкованные советский и американский космические модули) - только в стиле "а-ля рюсс". Витые шары, разноцветные цилиндры из пестрых тканей нанизаны на толстую ось, как на шампур: Ирина Корина, совмещая строгость гаджета с яркостью игрушки, так и назвала инсталляцию: "Шашлык". Внушительных размеров объект на фоне пришедших из Питера сумрачных и холодных небесных бурь смотрится по-московски броско и вправду напоминает нам о юго-восточном направлении путешествия из Петербурга в Москву.