Исследование: Торговые компании и СМИ сократят зарплаты сотрудникам

Каждый второй работодатель в следующем году планирует повысить зарплаты своим работникам, каждый десятый - наоборот, намеревается их сократить.

Таковы данные исследования, проведенного порталом HeadHunter в рамках проекта "Банк данных заработных плат".

Если быть более точным, то о повышении оплаты труда думают 52 процента работодателей, а о снижении - 11 процентов. Средний размер ожидаемого роста 6-8 процентов.

И если раньше зарплату повышали всем работникам равномерно - примерно на один и тот же процент, то теперь работодатели делать это будут выборочно, пояснила "РГ" руководитель направления исследований заработных плат, компенсаций и льгот HeadHunter Наталья Данина. Наибольшую прибавку получат сотрудники с наибольшими опытом работы и компетенциями, поскольку именно они значительнее других влияют на бизнес- и финансовый результат.

52 процента российских работодателей планируют в следующем году повысить оплату труда своим сотрудникам. В среднем на 6-8 процентов. А 11 процентов работодателей хотят ее понизить

"Чем эффективнее плоды труда, тем выше зарплата, это новый принцип индексации", - говорит Наталья Данина. А значит, одни работники получат ноль, другим могут и 20 процентов добавить.

"Позитивный настрой" встречается чаще на очень крупных и маленьких предприятиях. Так, увеличить фонд оплаты труда предполагают 60 процентов опрошенных компаний с количеством работников от трех до десяти тысяч человек.

59 процентов с численностью работников от 100 до 500 человек и в половине организаций, где трудится до 50 человек.

Впрочем, наибольшее количество работодателей, желающих снизить заплату, встречается в этих же категориях: на каждом четвертом предприятии с численностью до 50 человек и на каждом пятом - от трех до десяти тысяч. А вот работодатели, управляющие 100-500 работниками, совсем не планируют урезать зарплаты.

Если смотреть по отраслям, то сто процентов опрошенных предприятий в сфере автомобильного бизнеса планируют порадовать своих работников прибавкой к зарплате. В сфере медицины - 89 процентов опрошенных, в машиностроении и электронике - 83, в строительстве и IT - по 70.

Совсем не планируют наращивать фонд оплаты труда в следующем году в таких сферах, как "HoReCa" (индустрия гостеприимства гостиницы, общественное питание), услуги для бизнеса и телекоммуникации. Более того, в "телекоммуникациях" ожидается наиболее серьезное снижение зарплаты - это планирует 50 процентов опрошенных компаний.

По таким направлениям, как "услуги для бизнеса", "СМИ, маркетинг", "производство пищевых товаров и оптовая торговля ими" и уменьшить оплату труда предполагает каждый второй работодатель.

Впрочем, по мнению Натальи Даниной, планы компаний пока не окончательные, особенно если учитывать сложности с прогнозированием ситуации и, соответственно, с бюджетированием. Если предприятию удается заглянуть на три месяца вперед - это уже хорошо. Более того, цифры трудно назвать оптимистичными, поскольку в прошлые годы индексацию зарплат планировали до 80 процентов компаний. Теперь - в полтора раза меньше.

Что касается оптимизма в автомобильной отрасли, Наталья Данина считает, что, несмотря на кризис в этой сфере, компании ожидают, что пройдут "дно".

"А потом, есть такое понятие, как "гигиеническое" повышение зарплат. Оно делается для того, чтобы морально поддержать коллектив, сохранить его", - говорит она и добавляет: - Даже если планы по повышение оплаты труда реализуются, навряд ли процент роста компенсирует уровень инфляции, а значит, о реальном росте трудовых доходов говорить пока не приходится.

Не верит в оптимизм работодателей и проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

"Обещать - не значит жениться", - говорит он. С его точки зрения, работодатели вынуждены показывать более менее позитивный настрой, чтобы сохранить лояльность работников и профсоюзов. В условиях двузначной инфляции заявить о намерении "заморозить" или снизить зарплату - значит попасть под прессинг профсоюзов или потерять опытных работников, считает эксперт "Российской газеты". Реальный шанс повысить зарплату в следующем году будет у компаний, спрос на продукцию которых будет стабильно высоким.

Но какие именно отрасли экономики попадут в список "счастливчиков", прогнозировать рано, поскольку текущая тенденция говорит о том, что в целом в следующем году потребительский спрос продолжит снижаться ввиду роста цен и стагнации зарплат, добавляет Александр Сафонов. "Может получиться так, что у нас не будет даже таких мощных традиционных зарплатных драйверов, как бюджет и Пенсионный фонд, ведь индексация зарплат бюджетников и пенсий на следующий год пока под вопросом", - говорит он. Сейчас сильно страдают автомобильная отрасль, строительная и все смежные с ними.

Как найти хорошую работу

Что касается рынка труда, то, судя по исследованию HeadHunter, 36 процентов опрошенных компаний планируют в следующем году нарастить штат работников. А 14 процентов - его сократить.

По мнению Александра Сафонова, если в ближайшее время компании не найдут точки роста, в 2016 году нас в лучшем случае ждет стагнация рынка труда, в худшем - нарастание скрытой безработицы. Это когда человек числится работающим, а реально находится в отпуске "без содержания", простое, работает неполный день или не за полную зарплату.

Тем временем международное рекрутинговое агентство Kelly Services провело ежегодное исследование, которое показало, что качество кандидатов на российском рынке труда в этом году выросло. А вчерашние студенты выходят на рынок с завышенными зарплатными ожиданиями. Рекрутеры оценивали кандидатов по пятибалльной системе. Во внимание брались уровень образования, специализация, знание иностранных языков, соответствие дресс-кода.

Хуже всего у соискателей дело обстоит с иностранными языками и внешним видом. 71 процент участников исследования плохо знают иностранный язык или не владеют им вовсе.

А вот одеваются лучше других претенденты на топ-должности - в 81 проценте случаев их внешний вид соответствует вакансии. Среди линейных руководителей - в 68 процентах случаев. А вот среди специалистов начального уровня только каждый второй (55 процентов) выглядит соответственно вакансии.

Больше всего качество соискателей выросло с сферах ИТ/телеком, фармацевтика, транспорт, финансы, розничная торговля (от 3,6 до 3,9 балла). Понизилось - в машиностроении и розничной торговле.

При этом работники стали менее охотно менять работодателя и внимательнее подходить к выбору нового места работы.