Громкий скандал разразился вокруг амбициозного многомиллиардного проекта Южной Кореи "KF-X - Порамэ" по созданию собственного истребителя следующего поколения. США отказались передавать союзнику ряд ключевых технологий, что поставило весь проект под угрозу срыва еще до его полноценного начала. Эксперты же отмечают, что эта ситуация была ожидаема, а американцы уже давно давали понять, что не намерены делиться суперсовременными технологиями. Корейцы же недовольны отношением Вашингтона, указывая, что тот уже на Корее заработал многие миллиарды путем продажи оружия.
Напомним, что после долгих споров правительство Южной Кореи приняло решение о реализации программы создания собственного истребителя. Проект получил название "KF-X - Порамэ". Он предусматривает создание в общей сложности 120 боевых машин, которые по своим боевым характеристикам будут схожи с уже имеющимися у южнокорейцев KF-16, но будут обладать более совершенными радарами, электронным оборудованием, а также элементами "невидимости" (технологии "стелс"). Первый опытный образец должен появиться в 2025 году, а все истребители произведены и приняты на вооружение в ВВС Южной Кореи к 2032-му. Общая стоимость проекта превысит 18 триллионов вон (более 16 миллиардов долларов). Тендер на проект выиграли корейский концерн Korea Aerospace Industries (KAI) и американский оборонный гигант Lockheed Martin. Последний недавно уже выиграл тендер на поставку в Корею 40 истребителей пятого поколения F-35 (проект F-X). Сеул надеялся, что американская компания передаст 25 ключевых технологий, необходимых для создания нового истребителя.
Шумиха началась, когда выяснилось, что правительство США по соображениям безопасности отказалось санкционировать передачу Южной Корее четырех из 25 необходимых технологий. Проблема в том, что эти "ноу-хау" являются ключевыми и крайне важными. Именно они во многом и должны были определить "продвинутый" характер новой боевой машины. Это радар с активной фазированной антенной решеткой (AESA), система инфракрасного поиска и отслеживания IRST, электронно-оптическая система обнаружения и слежения (EOTGP), а также оборудование радиоэлектронной борьбы. Как дали понять в Вашингтоне, их решение окончательное и не может быть изменено, корейцы этих технологий от США не получат.
Проблема также заключается в том, что ряд специалистов уже давно предупреждали, что США не передадут эти технологии. Еще в 2012 году Корейский институт оборонных исследований подготовил доклад, в котором говорилось, что для создания нового истребителя в Корее необходимо получить 51 технологию, а Lockheed Martin готов передать только 21. Среди "непередаваемых" были указаны как раз те "ноу-хау", которыми правительство США отказалось делиться только что.
В итоге скандал получил развитие сразу в нескольких направлениях. Возникли сильные подозрения, что Агентство программ оборонных разработок (АПОЗ) Кореи, которое курирует проект "KF-X" выдало желаемое за действительное, понадеявшись, что американцы все же пойдут навстречу. Основанием для таких надежд возможно стал факт получения концерном Lockheed Martin недавно крупного контракта на поставку в Корею 40 истребителей F-35 A примерно за восемь миллиардов долларов. Это позволило компании поддержать программу производства F-35 на плаву. Кроме того, многие критики указывают, что концерну попросту "подарили контракт", тогда как другие конкуренты (Boeing и европейский концерн) предлагали Сеулу более выгодные условия. Но, похоже, что Lockheed Martin решил не уступать.
Другие специалисты отмечают, что с самого начала решение правительства Южной Кореи создавать новый боевой самолет с двумя двигателями, не имея нормальной технологической базы для этого, было ошибкой. Проще и дешевле было бы либо просто закупить 120 самолетов за рубежом или создавать более простой истребитель с одним двигателем.
Сильно недовольство у корейцев в адрес поведения США вообще и концерна Lockheed Martin в частности. Американский авиагигант, как подсчитали в Корее, зарабатывает многие миллиарды от самых разных проектов поставки и обслуживания вооружений в Корее. Он, в частности, поставляет запчасти и предоставляет услуги для 314 боевых и транспортных самолетов южан. Кроме того, он, как уже говорилось, получил недавно "контракт века" на поставку сразу 40 истребителей для ВВС Южной Кореи. В СМИ также указано, что за последние пять лет в период с 2010 по 2014 гг. Южная Корея приобрела американских вооружений больше, чем любая другая страна мира. И несмотря на такие прибыли Вашингтон, как указывают с обидой в Сеуле, все равно не хочет поделиться хотя бы частью технологий.
В результате амбициозный проект KF-X еще толком не начавшись уже оказался под угрозой срыва. Администрация президента Кореи затребовала у АПОЗ всю документацию по проекту, чтобы выяснить, где именно были допущены ошибки и почему об ожидаемых проблемах предпочли не вспоминать.
В любом случае в настоящий момент Сеулу предстоит делать непростой выбор. Без указанных четырех технологий новый истребитель не может существовать. Корейцы намерены либо пытаться создать их самостоятельно, либо привлечь к сотрудничеству конкурентов Lockheed Martin - европейцев. Правда, европейские авиастроители уже дали понять, что они вряд ли заинтересованы в таком сотрудничестве и передаче технологий, тогда как все прибыльные корейские контракты уходят к другим.
Военные эксперты же с обеспокоенностью отмечают, что все это приведет в лучшем случае к задержке с поставками в ВВС страны новых самолетов. А это уже грозит тем, что в воздушном пространстве Южной Кореи образуются неприкрытые "бреши", закрыть которые попросту не будет хватать истребителей.
Справка "РГ"
Впервые Южная Корея озвучила свои планы по созданию собственного истребителя нового поколения в апреле 1999 года. При президенте Ким Дэ Чжуне было заявлено о намерении реализовать эти планы. Тогда было обещано, что "Корея получит собственные самолеты уже в 2015 году". Очевидно, что это обещание осталось лишь словами. В период с 2003 по 2012 годы пять раз проводились оценки целесообразности проекта "KF-X - Порамэ". В 2010 году было получено согласие Индонезии на участие в будущем международном консорциуме. 22 ноября 2013 года на заседании Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Южной Кореи принято решение о начале с 2014 года работ в рамках проекта. Разработка и "обкатка" первого опытного KF-X должна быть завершена к 2025 году, к 2032 году все 120 машин должны будут уже стоять на вооружении у ВВС Южной Кореи. Основные габариты KF-X следующие: длина - 15,6 м, ширина - 10,7 м, высота - 4,5 м. После долгих споров решили, что новый корейский истребитель должен иметь два двигателя.