Инициатива Минфина принесет бюджету дополнительно 600 миллиардов рублей. Для сравнения, каждый процент индексации пенсий стоит государству 70 миллиардов рублей. С точки зрения Минфина, экспортеры сырья для этого - самый подходящий вариант, поскольку, как говорил на днях Антон Силуанов, "эти компании получили самый большой прирост прибыли за последние годы, причем явно не за счет повышения эффективности своей работы". С девальвацией их выручка в рублях возросла.
Глава Минэнерго Александр Новак считает, что повышение НДПИ отзовется двойным снижением инвестиций в нефтяной отрасли и повышением цен на бензин, а также сокращением за три года миллиона рабочих мест и снижением добычи почти на 20 процентов. Против и минэкономразвития и куратор ТЭК в правительстве - вице-премьер Аркадий Дворкович.
Для споров осталось меньше месяца, потом надо вносить проект бюджета в Госдуму. "Понимаю резоны минфина, ему нужно иметь дополнительную страховку, чтобы не допустить выхода бюджетного дефицита в следующем году за пределы трех процентов - пока это единственный согласованный и никем не оспариваемый параметр бюджета", - говорит руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. По расчетам минфина, если предложение по повышению НДПИ будет принято, дефицит составит от 2,7 до 2,9 процента. Логика такая, предполагает Никита Масленников: если не отказываться от индексации пенсий и отложить повышение пенсионного возраста, тогда остается включить рубильник с НДПИ. "Нефть - общенациональное достояние, с кого еще взять, как не с нефтяников?"
Но эта инициатива упирается в два ограничения. Первое - усиливаются риски сокращения добычи в 2016 году. "Иначе говоря, от живой курицы, несущей золотые яйца, отпиливаем окорочок и варим бульон, но потом можем оказаться и без бульона, и без курицы", - продолжает эксперт. Второе - регионы недополучат от нефтяников и их смежников налога на прибыль на 300 миллиардов рублей. Притом что субъекты РФ закредитованы, и в этом случае придется увеличивать трансферты из федерального бюджета на покрытие их дефицита. Трудности с балансировкой бюджета никуда не уходят, а просто отодвигаются в будущее. Также видит плюсы и минусы в повышении НДПИ начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Минусы состоят в том, что нарушается антикризисный мораторий на повышение налогов, в то время как стабильность налогового режима является ключевым фактором обеспечения инвестиций в нефтегазовый бизнес.
Расчеты самих компаний говорят, что нынешний уровень налоговой нагрузки является предельно допустимым для разработки новых труднодоступных месторождений. Плюс состоит в том, что под более высоким бременем налоговой нагрузки нефтяники откажутся от слишком амбициозных проектов. Сыграет ли повышение налога критическую роль? "Не сказал бы, но некоторое замедление в освоении месторождений, конечно, будет", - отвечает Александр Курдин. Что касается сверхприбылей нефтяников на фоне слабого рубля, то одновременно они столкнулись с санкциями, так что девальвация лишь демпфировала возникшие проблемы. "Можно говорить только о том, что нефтяники не понесли колоссальных убытков, которые могли бы понести", - полагает эксперт.
Если нефтяников оставить в покое, то какая альтернатива?
"Присмотреться к сметам на крупные инфраструктурные проекты, которые не имеют публичной экспертизы, - считает Никита Масленников. - Там потенциал экономии на сотни миллиардов рублей. И начать структурный бюджетный маневр, а именно - сокращение расходов на оборону, правоохранительную деятельность и естественные монополии. Деньги в человеческий капитал. Эффект проявится, конечно, не сразу, но к 2018 году будет уже ощутим. Суть бюджета сейчас как раз и заключается, в какой мере мы проведем этот маневр".