Звучало много других слов - великих и нежных, государственных и личных. Без надрыва. Звучали ее любимые песни. Пахмутова и Добронравов, Кобзон и Лещенко, Долина и Градский, Бабкина и Дементьев... В зале собрались люди, которых она любила. Которые любили и любят ее.
Зинаида Драгункина, друг по жизни, председатель Комитета Совета Федерации, и Виктор Мишин, комсомольский вождь, ставший банкиром в новой России, очень правильную формулу придумали. 24 сентября у Людмилы Ивановны Швецовой был день рождения. 29 октября будет год, как ее не стало, как в прямом смысле ее отпевала в Колонном зале вся Москва. Вряд ли кто припомнит в современной истории, чтобы такие почести были отданы чиновнику, занимавшему посты зампреда в Госдуме и в правительстве Москвы.
Дело ведь не в должности. О масштабе личности Швецовой дают личные свидетельства многие люди в книге памяти, которая вышла в эти дни.
"Людмилу Ивановну отличал азарт деловитости... Именно ее напряженный труд, исключительная энергия и настойчивость позволили создать в Москве самую надежную систему социальной защиты населения", - это Валентина Матвиенко, с которой они шли параллельно по жизни, председатель СФ.
"Где она появлялась - там было светло, чисто и нежно", - Анна Троцко, одна из трех родных подруг, проректор университета из Харькова.
"Она обладала врожденным чувством интеллигентности, пониманием того, что искусство - это та территория, на которую нельзя вторгаться грубо и безапелляционно", - Валерий Фокин, режиссер, руководитель Александринки. Евгений Примаков (переживший хозяйку его Меркурий-клуба лишь на восемь месяцев), Лео Бокерия, Андрей Кончаловский, мэр Сергей Собянин и экс-мэр Юрий Лужков... Десятки людей нашли точные и важные слова о том, как Людмила Ивановна очеловечивала власть, да и жизнь-судьбу многих из нас.
...В День города в Белом зале мэрии мы чествовали 50 лауреатов нашего Пушкинского конкурса для педагогов-русистов из 30 стран. Все было хорошо. Но по-другому. Ибо впервые за 15 лет не было Людмилы Ивановны. Все то же. Но стало чуть-чуть холоднее. На теплоту дыхания Людмилы Ивановны.
Сотни людей вчера попытались согреть и это небо, и эту землю, вспоминая великую и прекрасную Швецову.