Новый механизм позволит упростить доступ к деньгам и для самих ломбардов, большинство из которых относятся к малому бизнесу, и для их клиентов - индивидуальных и микропредпринимателей. По данным НАФИ, ломбардами пользуется около 10% населения. Официально зарегистрировано 8 тыс. юрлиц, но по оценкам участников рынка, "живых" из них около 4,5 тыс. У одного юрлица может быть несколько точек - от одной до пятисот.
Общее количество розничных точек сегодня по всей России - около 10 тыс. Для сравнения, это половина покрытия Сбербанка и четверть покрытия "Почты России". Президент Национального объединения ломбардов (НОЛ) Алексей Лазутин рассказал, что в проекте дорожной карты по развитию ломбардного рынка предполагается, что к 2019 году покрытие ломбардной сети будет такое же, как и у почты - около 40 тыс. точек.
Специфика ломбардного бизнеса в том, что более половины рынка - это микробизнес, т.е. одна розничная точка. Часто гендиректор исполняет функции товароведа, главбуха, снабженца и т.д. Единственный источник финансирования для них - это собственные средства, банки такие ломбарды даже не рассматривают, кроме того, они не имеют права привлекать средства физлиц, не являющихся учредителями. "ЦБ жестко ограничивает возможности ломбарда по привлечению финансирования физлиц, а коммерческие банки не кредитуют ломбарды из-за сложившихся негативных стереотипов, а также в силу того, что ломбард отнесен к четвертой категории риска, - отметил Лазутин. - Сегодня ключевая проблема работы ломбардов - необоснованно высокая стоимость фондирования, не соответствующая ни их доходам, ни уровню риска. Ее снижение позволит уменьшить и стоимость выдаваемых ломбардами ссуд, что благотворно повлияет на финансовую доступность, а также на активно кредитуемый ломбардами малый бизнес".
Основные риски ломбардов - операционные (низкоквалифицированные товароведы, которые неправильно оценивают залог, а также мошенничество со стороны персонала). А вот кредитный риск у ювелирных ломбардов, которых на рынке 90%, стремится к нулю, уверен Лазутин. Клиенты делятся на три сегмента - 40% выкупают залог, 30% продлевают (то есть закладывают изделие и потом платят проценты, не выкупая) и 30% - это невостребованные залоги, то есть человек закладывает ювелирное изделие и не выкупает его. К нему не применяется никаких санкций, кредитная история не ухудшается, а ломбард может реализовать залог. Есть даже оптовый рынок - компании, которые скупают у ломбардов невостребованные залоги.
Общий портфель займов в ломбардах составляет 35 млрд руб. (на конец I квартала 2015 года). Средний займ 5700 руб. Большая часть клиентов - физлица, которым нужен займ на короткий период. Но часто, особенно в отдаленных регионах, в ломбарды обращаются ИП и микропредприниматели, которым срочно нужно пополнить оборотные средства, а других источников финансирования нет. В ломбарде можно получить деньги за пять минут, размер займа может доходить до 5 млн руб. Правда, предприниматели кредитуются как физлица, и посчитать, какова их доля в общем числе клиентов, невозможно.
По словам Лазутина, снизить стоимость фондирования ломбардов поможет изменение 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Ломбарды нужно включить в перечень субъектов, которые могут привлекать средства через механизм предпринимательского микрофинансирования. "Для того чтобы быть готовым к появлению новой нормы, мы заключили соглашение о сотрудничестве с МФО, в рамках которого намерены обмениваться информацией о ситуации на рынке, а также вырабатывать общую методологию оценки и управления рисками при кредитовании ломбардов. В этом нам помогут несколько ломбардов - членов НОЛ, согласившихся принять участие в пилотном проекте", - добавил он.
Как рассказала главный исполнительный директор компании "Финотдел" Елена Фетисова, размер предоставляемого ломбарду займа составит до 1 млн руб., а ставка - от 17,5% годовых в зависимости от обеспечения. Для получения займа ломбард проходит предварительную аккредитацию и может получать деньги в форме транша на пополнение оборотных средств. "Например, первый транш может составить 200 тыс. руб., далее ломбард начинает оборачиваться, выплачивать нам проценты, дальше мы его финансируем в рамках заявки, которая поступила", - пояснила Фетисова. Погашение основной суммы долга происходит в конце срока, то есть ломбард может управлять своими средствами без существенной нагрузки. Пока в пилотном проекте будут участвовать десять ломбардов, но уже в следующем году их может стать в несколько раз больше. Из 4,5 тыс. работающих ломбардов более половины - это как раз маленькие предприятия, на которые и ориентирован проект.
Предпринимательский сегмент сегодня занимает достаточно большую долю рынка микрофинансирования, около 15% от совокупного портфеля. Однако объем выдачи снижается, рассказал директор СРО "МиР" Андрей Паранич: если в 2014 году было выдано 2,5 млрд руб. займов на развитие предпринимательства, то в первом полугодии 2015 года - 803 млн руб. "Нас эта ситуация беспокоит, и мы стараемся всячески стимулировать МФО смотреть в сторону бизнес-сегмента, - отметил Паранич. - Регулярно проводим в т.ч. учебные мероприятия, на которых стараемся объяснить, как кредитовать малый бизнес, как можно на этом заработать".
На стимулирование предпринимательского микрокредитования направлена и политика регулятора: глобальная задача - чтобы доля МФО, работающих в сегменте бизнеса, была больше, чем тех, кто работает в потребительском сегменте. Однако пока на рынке преобладают компании потребительского сегмента, из членов СРО "МиР" только 18 МФО работают с бизнесом.