Профильные классы комплектуются из 20-25 наиболее способных и целеустремленных учеников, которые уже определились с выбором будущей специальности. В классах с техническим уклоном они учатся по девяти предметам, с экономическим и гуманитарным уклоном - по восьми предметам, с естественнонаучным уклоном - по десяти предметам. Независимо от направления во всех классах обязательно преподавание азербайджанского языка (в русском секторе - русского языка), иностранного языка, литературы, математики, истории Азербайджана, физической культуры, допризывной подготовки молодежи. Учителя, привлеченные к этому проекту, предварительно прошли специальные тренинги. Подготовлены учебные программы - разные для базового и повышенного уровня. Занятия в профильном классе будут отличаться не только по количеству часов, но и по содержанию. По словам завотделом дошкольного и общего образования Минобразования Азербайджана Айдына Ахмедова, при выборе пилотных школ определяющую роль играл ряд факторов. В первую очередь, кадровые показатели. То есть школа должна располагать высококвалифицированными педагогами. Во-вторых - располагать соответствующей материально-технической базой. Например, если речь идет об углубленном изучении химии, то необходимо оборудование для практических занятий, опытов. И, наконец, самое главное - наличие мотивированных учащихся. Таким образом, в стране создается платформа для поэтапного перехода на новое содержание и двенадцатилетнее школьное образование, предусматривающее профильный характер учебы в старших классах. Новый стандарт школьного образования будет вводиться в обозримой перспективе - после 2017 года. До того планируется принятие соответствующих нормативно-правовых актов, разработка и применение новых стандартов на всех ступенях среднего образования, которые предполагают обновление программы школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение подушевого финансирования в старшей школе, формирование системы стимулирования успешных учебных заведений.
Задачи по созданию конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей современным веяниям и соответствующей международным стандартам, четко обозначены в Государственной стратегии развития образования в Азербайджане на предстоящее десятилетие, принятой немногим более года назад. Одним из наиболее важных направлений дальнейшей модернизации является переход на 12-летнюю систему обучения. С одной стороны, продление школьного образования еще на один год отвечает мировым стандартам, с другой - позволит обогатить человеческий капитал страны. Целесообразность этого изменения обусловлена необходимостью как можно ближе приблизить обучение и воспитание каждого учащегося к его сущности и конкретным способностям, будущей жизненной траектории человека.
Профильное обучение применяется во многих странах мира и согласно международным оценкам является одним из основных факторов, положительно влияющих на успеваемость учащихся. К примеру, в Сингапуре разделение учащихся по различным направлениям начинается уже после VI класса. В то же время им предоставляется возможность самостоятельного выбора учебных программ по различным предпочтениям. В Нидерландах данная практика активно применяется еще с 70-х годов прошлого столетия.
По словам эксперта в области образования Аждара Агаева, переход на 12-летнее профильное образование - своевременный и оправданный шаг. Поскольку при нынешней традиционной модели обучения отчетливо наблюдается недостаточное развитие личностных, гражданских и нравственных качеств подрастающего поколения, низкий уровень осознания ими собственных интересов и перспектив. Новая структуризация школьного образования, обязательное 10-летнее образование должны привести к лучшей социализации учащегося, более успешному развитию его самосознания, самопознания, самооценки, самоконтроля и пр. А двухгодичная ступень профильного среднего образования открывает широкие возможности для проявления склонностей и интересов, выбора жизненного пути.
Между тем
С 2014 года в стране реализуется проект "Здоровое образование - здоровая нация". В его основе лежит методика российского ученого, доктора медицинских наук Владимира Базарного. Суть проекта: обучение школьников проводится в движении - частично сидя и стоя за партой, в классах размещаются специальные пульты, регулирующие время, на потолке - схемы символов, тренирующие мышцы глаз и опорно-двигательный аппарат, применено особое освещение помещения. В пилотном формате проект был реализован в шести средних школах Баку и Сумгайыта - там были созданы 15 классов "Здорового образования". В целом к исследованию было привлечено 2500 детей различной возрастной категории, которым предварительно провели серьезную диагностику состояния здоровья. Спустя несколько месяцев обучения школьников в формате проекта специальная комиссия министерства образования провела мониторинг оценки эффективности внедряемых технологий. Проверка показала, что число учащихся с нормальным физическим развитием всего за три с небольшим месяца эксперимента увеличилось с 80,8% до 86,1 %.