В новых реалиях, естественно, меняются и требования к подготовке специалистов, обладающих не только знаниями и профессиональными навыками, но и способностью к творческому мышлению как к высшему типу интеллектуальной деятельности. Это касается и развития инициативы.
Идея формирования кадров нового формата заложена в основу проекта "Сабах" (по-русски "Завтра"), запущенного Министерством образования Азербайджана с прошлого года. Без преувеличения можно утверждать, что инновационный по форме и содержанию проект является ноу-хау в области образовательных технологий, используемых в вузах страны.
Основная цель инициативы заключается в формировании новой атмосферы в системе высшего образования, развитии интеллектуального и творческого потенциала студентов, подготовке кадров, соответствующих современным стандартам и требованиям рынка труда. Проект предоставляет также ряд других преимуществ: студенты, получающие образование в этих группах, обеспечиваются стипендией, бесплатным общежитием и трехразовым питанием, возможностью участия в программах по обмену, а также стажировки в престижных компаниях и получения дополнительного образования.
Однако проект предполагает не только преподавание по современным методологиям, но и наличие студентов, способных быть на уровне высоких требований. В группы "Сабах", организованных в Бакинском госуниверситете, Азербайджанском университете архитектуры и строительства, Азербайджанском техническом университете, Азербайджанском экономическом университете, Государственной нефтяной академии, Государственном педагогическом университете, Азербайджанском университет языков, отбирали студентов на конкурсной основе по 34 специальностям. Прием проводился в условиях жесткой конкуренции. Достаточно упомянуть, что из 20 тысяч бакалавров-второкурсников, обучающихся как в столичных, так и региональных вузах, в группы "Сабах" были зачислены лишь 755 наиболее одаренных студентов.
Не менее трудным был и процесс комплектации преподавательского состава для этих групп. В основном к работе привлекли молодых преподавателей, окончивших западные университеты или имеющих профильный опыт работы в вузах Европы, США, Канады. Словом, тех, кто обладает инновационными методами преподавания. Второе важное условие - свободное владение английским языком, ведь "рабочим" языком в этих группах является азербайджанский и английский. К ведению занятий привлекались и иностранные лекторы. Понятно, что расширить кругозор студентов, даже одаренных, повысить уровень знаний английского, развить коммуникационные навыки только в стенах студенческой аудитории трудно. Поэтому в рамках проекта была организована Летняя школа для студентов группы "Сабах" в Великобритании. В Лондоне ребята "погрузились" в языковую среду, посетили ряд музеев, ознакомились с достопримечательностями города. Этот визит имеет большое значение в плане улучшения знания английского языка, а также приобретения новых друзей. Общаться с жителями Лондона, читать газеты, смотреть телепередачи - все это, конечно же, способствовало лучшему восприятию языка.
В новом учебном году значительно расширился как список участников проекта, так и число специальностей и студентов. К имеющимся в списке семи вузам прибавились еще четыре - Бакинская музыкальная академия, Государственный университет культуры и искусства, Азербайджанская академия художеств, а также Бакинский славянский университет. Прием на этот раз проводился почти по 45 специальностям. Таким образом, в группах "Сабах" обучаются уже 1636 студентов.
Результаты эксперимента с обучением одаренных студентов по западной методике, созданием условий для развития их творческого потенциала уже подтвердили высокую эффективность проекта. Значит, "Сабах" должен развиваться, идти вперед, формируя будущую элиту страны в научной, экономической, гуманитарной и других сферах.