В Петербурге отметили 100-летие Товстоногова

Его спектакли гремели на всю страну. Фамилия звучала на весь мир. Для всего театрального мира - он Гений, легенда, великий и неповторимый режиссер. Для актеров его труппы - царь и Бог, Учитель. Тридцать три года он руководил ленинградским БДТ. 1956- 1989 годы - его эпоха, "золотой век" театра на Фонтанке.

Торжественные мероприятия в честь столетия Мастера начались в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова еще утром. Сначала на втором этаже театра открыли памятник режиссеру. Его создатели - скульптор Иван Корнеев и архитектор Вячеслав Бухаев, авторы памятника Товстоногову на Петровской набережной.

На церемонию открытия пришли актеры Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих.

- Мой день рождения почти совпадает с днем рождения Георгия Александровича. Ему 100 лет, а мне - 81, разделяет нас 19 лет. Но когда мы работали вместе, у меня было ощущение, что этот человек жил и воспитывался еще при Станиславском, Немировиче-Данченко, Вахтангове, потому что он принес в наш театр самое ценное - создал театр единомышленников, театр-семью. Он никогда не провозглашал вслух цели, но мы ощущали свою необходимость - людям, миру, ведь без театра мир беден. Я безмерно благодарен Георгию Александровичу за то, что 30 лет мы работали вместе. Очень жаль, что его нет сейчас с нами. Но жизнь продолжается, и я надеюсь, что те принципы психологического русского театра, на которых он стоял, будут продолжены в российском театре, - говорил Олег Басилашвили.

- Я могу только сожалеть о том, что вскочила в последний вагон поезда, этого замечательного движения, - призналась Алиса Фрейндлих.  - Мне довелось поработать с  Георгием Александровичем неполных пять лет, но это стоит довольно значительной части моей жизни. Театр должен чтить его память и традиции. Мне хочется, чтобы мы сохранили в дальнейшем ту ноту и тот градус, которые были свойственны БДТ в те годы, когда Товстоногов руководил им и собирал свою "аллею", "коллекцию" актеров.

После открытия памятника состоялась церемония гашения почтовой карточки с портретом Георгия Товстоногова. Ее выпустила "Почта России" тиражом 13 тысяч экземпляров. В Греческом зале театра открылась выставка архивных материалов, включающая видеоинсталляцию. Ее куратор - Вера Мартынова, художник, сценограф, ученица и соавтор Дмитрия Крымова, лауреат премии "Золотая маска".

Журналистов пригласили на пресс-конференцию.

- Сегодня мы не просто вспоминаем прошлое, но и смотрим в будущее, мы понимаем, что актуальность традиции, которую заложил Товстоногов - в постоянном обновлении, в поиске правды и подлинности во всем. Товстоногов отлично понимал время, в которое жил, и обладал великим даром ему соответствовать. Он как никто понимал необходимость движения вперед, - подчеркнул художественный руководитель БДТ Андрей Могучий.

Интересные, уникальные факты из биографии Мастера  рассказала Ирина Шимбаревич, заместитель художественного руководителя по общественно-просветительской и исследовательской деятельности БДТ. Одиннадцать последних лет жизни Товстоногова она была его помощницей.

- 11 спектаклей Георгий Александрович поставил за рубежом. Он был первым советским режиссером, который поехал работать за границу. Свободно говорил по-немецки и по-французски. За рубеж впервые выехал в 1956 году. По моей картотеке - 117 раз за свою жизнь побывал за границей. Кабинет Товстоногова. Здесь все сохранено, как было при хозяине: его письменный стол и чернильный прибор, ручки, любимые сигары "Ромео и Джульетта" (до сих пор можно ощутить их запах!), пачка сигарет "Мальборо" (историческая, еще без штрих-кода), лекарства от давления (им 26 лет!), пишущая машинка "Роботрон", на которой он печатал, как умел - двумя пальцами. Легендарная - необъяснимо любимая! - пепельница Георгия Александровича, пластмассовая, прожженная, купленная за 9 копеек в галантерейном магазине. Она неизменно "ходила" за ним в зал.  Под стеклом - репертуар театра, там 24 названия на момент ухода режиссера из жизни.

В этом кабинете принимали режиссера Федерико Феллини и актрису Джульетту Мазину, писателя Грэма Грина, Михаила и Раису Горбачевых, Евгения Примакова, выдающихся врачей, космонавтов, политиков… Всегда было много народа. Здесь афиши - ленинградские и те, что были привезены с зарубежных гастролей.  Название спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" Островского немцы перевели "Дневник подлеца, им самим написанный", а финны - "Глупость может совершить и мудрейший"…  БДТ не был на гастролях только в Австралии и Северной Америке.

А вечером на основной сцене БДТ состоялся вечер-посвящение Мастеру, поставил который режиссер Виктор Крамер, выпускник последнего курса Товстоногова в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Пришли друзья, коллеги, ученики великого режиссера, члены его семьи. Из Москвы приехали режиссеры Кама Гинкас, Генриетта Яновская, актеры Сергей Юрский, Юрий Стоянов, бывший губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, из Тбилиси - народный артист СССР Роберт Стуруа. Товстоногова цитировали, к нему обращались, как к живому, задавали вопросы. Стуруа поздравил с днем рождения на грузинском языке. Стоянов благодарил за то, что стал тем, кто он есть. Яновская заметила, что неправильно называть Товстоногова "выдающимся": "Выдающихся - несколько. Он - один!"

БДТ объявил грядущий сезон "сезоном Товстоногова", Мастеру будут посвящены несколько премьер. Главные роли в них сыграют артисты его золотой гвардии - Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Валерий Ивченко, Алиса Фрейндлих. Идет работа над спектаклем по книге "Крещенные крестами" Эдуарда Кочергина, главного художника БДТ, соавтора тридцати спектаклей Товстоногова. На Учебной сцене будет выпущен спектакль по публицистическим текстам главной книги режиссера "Зеркало сцены".

 

Прямая речь

Светлана Крючкова, народная артистка России:

- Георгий Александрович предложил мне дебютировать на экспериментальной малой сцене в спектакле Сергея Юрского "Фантазии Фарятьева" в роли 16-летней школьницы Любы. "Сыграете - возьмем в труппу, - сказал он мне. - Не сыграете - расстанемся друзьями. Согласны?" Я ответила "да". Это было в 1975 году. В этом году исполнилось 40 лет моего служения в Большом драматическом театре.

Товстоногов включил меня в свою "золотую команду" и занимал во всех спектаклях, кроме "Оптимистической трагедии". Вот интересно: казалось бы, Комиссар - ну точно моя роль. Нет, он хотел, чтобы Комиссар был маленький, хрупкий, совсем не такой сильный, как я. Неожиданное видение было у Георгия Александровича, его интуиция всегда была непредсказуема. О каждом артисте из его труппы можно сказать: какой диапазон ролей!

Я драматическая актриса, совсем не "голубая героиня", а Товстоногов дал мне роль Купавиной в "Волках и овцах". Я ничего про нее не понимала, вытворяла жуткие вещи: отказывалась, не приходила на репетицию, просила назначить второй состав. Георгий Александрович, встретив меня в гардеробе, спросил: "Светланочка, что происходит?" "Я не могу понять логики Купавиной ". - "Какая, к черту логика! У нее такая логика, что нет никакой логики". Это и был ключик к роли… Потом я с наслаждением играла эту роль.

Театральный гений! Как он работал с актером над ролью, как умело направлял и развивал актерские качества.  Когда Товстоногов начинал спектакль "На дне", то вызвал весь свой "золотой состав", и дал нам задание описать в ученической тетради жизнь своего персонажа до его появления на сцене.

Самое главное, что было в товстоноговском театре - слаженная команда. Это был ансамбль, оркестр под руководством гениального дирижера. Играет флейта, а сейчас струнные пошли, а затем - духовая группа…   Очень сложно наладить организованное звучание оркестра.

Давайте вспомним плеяду, которую создал Георгий Александрович. Смоктуновский вышел в "Идиоте" в этих стенах и стал известным благодаря роли князя Мышкина. Кинороли Татьяны Дорониной в "Старшей сестре" и "Еще раз про любовь" были сделаны Товстоноговым на сцене БДТ. Павел Луспекаев, Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Вадим Медведев, Юрий Демич, Евгений Лебедев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Владимир Рецептер…

Георгий Александрович говорил: "Режиссура в театре - это распределение ролей". Режиссер дал роль - значит, решил спектакль. Владислав Стржельчик до прихода Товстоногова играл "костюмных" героев. А потом его диапазон расширился невероятно: от старого еврея Грегори Соломона в "Цене" Артура Миллера, за которого он получил Государственную премию, до председателя колхоза в "Трех мешках сорной пшеницы".

Не забыть, как люди от Невского проспекта начинали спрашивать: "У вас нет лишнего билетика?", как стояли ночью на Фонтанке в очереди в кассу, под дождем, с зонтами. Как из Москвы приезжали на "Красной стреле" только на один спектакль БДТ!

Однажды я гуляла, как обычно,  со своим малышом Митей в коляске, около БДТ. Вдруг ко мне подходит  незнакомый человек и говорит: "Здравствуйте! Я приехал из Москвы. Я прочел в газете, что вы каждый вечер гуляете с ребёнком в это время около БДТ. Очень хочу увидеть "Историю лошади". Помогите!" И я, конечно, помогла ему попасть на спектакль.

Дословно

"Товстоногов создал гениальный, фантастический "букет" артистов, которым ни один театр мира не мог похвастаться. Все - первые, колоссальные индивидуальности, на каждого из них можно было ставить спектакль" (Эдуард Кочергин, главный художник БДТ).

"Гога сделал меня - человека и артиста. Я всей жизнью обязан ему… Я смотрю сейчас на американских артистов - Аль Пачино, Роберта Де Ниро. В нашем театре таких Аль Пачино было человек 15" (Олег Басилашвили).

"Без Товстоногова актеры не мыслили своего существования. Но и Товстоногов не мыслил своей жизни без БДТ" (Сергей Юрский).