Расследованием катастрофы "Боинга" занимаются Совет по безопасности и прокуратура Нидерландов. Первое ведомство должно установить причины падения самолета, а второе - найти виновных. 13 октября комиссия представит свой доклад о причинах катастрофы по результатам расследования. Но насколько объективен будет этот документ?
Передо мной паспорт, долго пролежавший в сырой земле. Лицо на фотография уже едва угадывается. На другой странице еще отчетливо проступают буквы Sweeney Liom, британский гражданин, родившийся 6 января 1986 года. А вот черный бумажник с пластиковой карточкой еще одной пассажирки лайнера, ее водительские права. Эти документы буквально на днях нашли хлеборобы и принесли их главе Грабовского сельсовета Владимиру Бережному. Он бережно упаковал их, отнес домой. Теперь ждет миссионеров ОБСЕ, чтобы передать им очередные находки.
Наш фотокор ТагирРаджавов залез в Интернет и узнал, что 28-летний Лиам был фанатом ФК Newcastle United. Работал в супермаркете и все свои деньги тратил на поездки с любимой командой. Вот и в этот раз сел полетел, чтобы поболеть за нее на товарищеском матче. Дорога туда - обратно должна была составить 23 тысячи миль. Его отец сказал: "Футбол был его жизнью, он только о нем и говорил. Лучше бы я сидел в том самолете, ведь сыну было всего 28".
Всего с мая этого года, когда поисковые работы международной поисковой миссии были уже официально завершены, найдено более двух с половиной тысяч различных фрагментов воздушного судна, оборудования, тел погибших. Все это собирают, но за ними никто не приезжает. Впечатление, что это нужно больше жителям села Грабово, чем мировому сообществу.
Прямо у въезда в населенный пункт установлен знак скорби - 298 невинным жертвам гражданской войны. На уцелевшем столбе - табличка: "Остановись. Помолись…" А еще самодельный постамент, у которого лежат детские игрушки погибших малышей. Эти напоминания о страшной трагедии собрали жители Грабового, побросав все свои дела и устроив субботник.
Печальная слава досталась затерянному в полях и бездорожье селу, укрывшемуся от лишних взоров в ложбинке. Молодая женщина, выглянувшая из калитки на наш настойчивый стук, сразу отрицательно замотала головой: ничего рассказывать не хочу. Но по улице тянулись местные жители на дойку коров.
- В те дни много самолетов кружило, - рассказывают они. Кстати, небо здесь огромное, просматривается от горизонта до горизонта. - И под вечер 17 июля вдруг - оглушительный взрыв.
На том месте до сих пор огромная воронка и не растет трава. Видны остатки переломанной, как спичка, железобетонной опоры электропередачи. Проселочная дорога перерезана траншеей, пропаханной разваливающимся самолетом. Каким-то чудом он не рухнул прямо на село. От воронки до него метров пятьдесят. Очевидцы говорят, что в последний момент пикирующий на дома "Боинг" развернуло в воздухе, и упал в чисто поле. Буквально за несколько дней до катастрофы в селе прошел крестный ход, оберег. Батюшка отец Сергий окропил Грабово святой водой. Жители связали одно с другим.
- Еще доли секунды - и самолет упал бы на дома. Очень страшно было. Пламя. Дым. Потом все побежали за околицу: занимался пожар, - рассказывает мужик на велосипеде. - У людей виноградники обгорели.
- 13 октября, по-моему, выступит председатель комиссии, расскажет нам всю правду. Мы поаплодируем им за проделанную работу…. Если бы вы видели только. Сюда только через три месяца приехали первые представители, а трупы собирать начали только спустя несколько дней. Эээх! И то, потому что ужас был. Запах стоял. Лежало тут все до самого апреля месяца, вначале большие фрагменты только вывезли. У нас маршрут автобуса тут проходил - перестал из-за этого ездить.
- А до этого бомбили село?
- И до бомбили, и после. И на Садово-Хрустальном, и в Рассыпном. На кладбище снаряд упал, и на место воронки тоже. Боевые действия шли. В ясную погоду видно было, как бомбы летели. Когда с этого самолета сыпались куски, мы и подумали, что это нас снова бомбят. Только чем, не понятно. Крыло оторвалось, летит. Куски синее с белым, - вспоминает другой грабовчанин Александр Братченко.
Было много комиссий. Мы насмотрелись и ужасов, и несправедливости, и неправды. Когда говорят одно, а потом другое. Жалко только людей, что погибли ни за что.
В радиусе 15 километров до сих пор находят свидетельства оборванного полета.
- Да какие там радиусы, все тут у нас под ногами, - восклицает Александр Братченко и спускается в воронку. - Вот, смотрите, я специально камушком прикрыл. - Под камнем оголенные кусочки костей. Мелкие обломки обшивки самолета.
- Находили и доллары, и евро, - вспоминает глава Бережной. - Ноутбуки. Игрушки. И телефоны - работающие. Одни телефон нашли в апреле - включили - он заработал.
По его словам, собрали восемь фур обломков.
- Полные амбары забивали, а потом грузили. Местные помогали, я их собирал. Для людей был большой стресс, паника, жуть, недосыпание. Убирали с ноября и по май. Полгода. Очень много обломков. Первоначально вывезли огромные детали, ценные для исследования.
- Рассказывали, что почему-то не было крови. Что паспорта, целехонькие, были сложены отдельно в пакет.
- Крови да, не видел. Паспорта, карточки я находил в самых разных местах.
- А черный ящик видели?
- Видел. Был совершенно целый.
- Родственники погибших приезжали?
- Только двое. Один брата искал, его идентифицировали, рок-певец в Голландии. Все хотел найти его вещи какие-то. И еще в апреле приезжал отец другого парня. Когда дрова в лесу пилили, нашли тела его и девушки.
Эти двоих сегодня знают многие. Их портреты, отксерокопированные на простой бумаге, пытается сорвать ветер с поклонного креста при въезде в поселок. 31-летний Реинмар Спекен со своей девушкой Дезире Занткуийль жил в Гааге. 17 июля пара летела на отдых, в свое смертельное путешествие.
Парень улыбается на фоне открытого океана. Вся жизнь была впереди.
- Волонтеры не благодаря, а вопреки Киеву работали здесь. Украинцы всячески препятствовали, чтобы шло расследование. Заварили дебальцевский котел, желая заблокировать все действия на месте катастрофы. До сих пор в полях натыкаются на какие-то фрагменты.
У меня версия одна: самолет сбила ракета из украинского ЗРК "Бук". В те дни украинцы полностью контролировали небо над этой территорией. Съемки, сделанные за два дня до падения "Боинга", свидетельствуют, что в этом районе активно летали "сушки", и со стороны Киева шла большая истерия, что воздушное пространство закрыто, что Украина будет стрелять без предупреждения. Я думаю, что стреляли украинцы, решившие, что летит российский самолет. Версия, что стреляли ополченцы, трещит по всем швам. У них не было такого оружия. Даже если бы оно попало к ополченцам, они не сумели бы им воспользоваться, да еще попасть в цель, движущуюся со скоростью 900 километров в час.
Если проанализировать, какое количество экспертов здесь работало, сколько человеко-часов потрачено, - получается, что это одна из самых ненужных никому авиакатастроф. Расследование велось в минимальных масштабах, очень пассивно, если сравнить с другими расследованиями, когда все свидетельства собирают до самого винтика.
18 сентября генеральная прокуратура ДНР отправила официальное письмо генеральному прокурору Королевства Нидерландов Ф. Вестербеке о качестве расследования обстоятельств крушения малайзийского "Боинга". "После официального завершения работы международных экспертов по поиску и сбору обломков самолета на территории ДНР продолжает находиться большое количество фрагментов малайзийского лайнера. Наши неоднократные попытки обратить внимание Международной комиссии по техническому расследованию на наличие в ДНР фрагментов самолета не принесли результата. Принимая во внимание исключительную важность этого момента, генеральной прокуратурой ДНР принято решение об организации сбора оставшихся обломков, а также об обеспечении их сохранности. Процесс отбора практически завершен, и мы выражаем свою готовность официально передать фрагменты голландской стороне, поскольку убеждены в безусловной необходимости приобщить их к материалам расследования".
Кстати, по заявлению генпрокуратуры ДНР, неизвестными людьми, представляющимися сотрудниками миссии ОБСЕ, предпринимаются попытки несанкционированного изъятия обломков, в том числе у местных жителей, и дальнейшего скрытого вывоза этих фрагментов. Такие попытки могут быть направлены на подмену или утилизацию обломков, являющихся важнейшими вещественными доказательствами - а значит, на фальсификацию результатов всего расследования.