30.09.2015 21:12
Поделиться

Жители уральского села выяснили, на что депутат потратил миллион

В селе Кашино Сысертского городского округа внезапно появилось сразу несколько детских площадок. Это произошло после скандала, в котором оказались замешаны местные власти и депутат Законодательного собрания.

Все началось с того, что жители села обратились к главе муниципального образования Александру Карамышеву с просьбой установить детскую площадку, а в ответ услышали: она уже построена. Правда, обнаружились качели и песочницы не просто далеко от многоквартирных домов, где были бы наиболее востребованы, а вообще за пределами села, рядом с недавно возведенным коттеджным поселком компании AVS Group "Николин ключ".

Негодование жителей лишь возросло, когда председатель местной Думы Олеся Сирман-Прочитанская выяснила, что игровой комплекс построен с привлечением средств областного бюджета, выделенных по ходатайству Валерия Савельева, депутата Законодательного собрания Свердловской области и президента компании AVS Group. Это был так называемый "депутатский миллион": в регионе действует механизм выделения денег из резервного фонда правительства Свердловской области по просьбе депутатов - на неотложные нужды жителей избирательных округов.

Мамы против

Чтобы разобраться в ситуации, корреспонденты "РГ" отправились в Кашино. Новая детская площадка действительно стоит за пределами села, на пустыре рядом с коттеджным поселком. Несмотря на хорошую погоду и идеальное для прогулок время, ни один ребенок не залезал по веревочной лестнице на горку и не скрипел качелями - через них вообще был перекинут силовой кабель. Зато на старой площадке в центре села жизнь била ключом: карапузы пытались лепить куличики в песочнице, в которой почти нет песка, и весело скатывались с полусгнившей деревянной горки. Кстати, как рассказали мамы, плачевное состояние этого "аттракциона" только минувшим летом четырежды стало причиной обращений к хирургу: у ребятишек пришлось под наркозом вынимать занозы.

Мы общались с родителями, а дети возились на площадке. На наших глазах мальчик лет пяти ехал на велосипеде по разбитой дороге. Переднее колесо попало в яму, он потерял равновесие и упал в лужу. Пока мама ребенка помогала ему встать и вытереть грязь, ее соседка сочувственно комментировала:

- Видите, как у нас дети гуляют.

Тем не менее при всех недостатках старой площадки новая не пользуется популярностью. На то есть две причины: во-первых, она расположена почти в трех километрах от той части села, где больше всего жителей, так что поход к современным качелям становится очень сложным для маленьких кашинцев и просто непосильным для их бабушек. А во-вторых, некоторые жители села решились на такой вояж, но весело провести время им все равно не удалось.

- Мы с детьми на велосипедах приехали на новую площадку, хотели зайти. Из "Николина ключа" вышел охранник и сказал: уходите, это частная территория, - пожаловалась "РГ" Ольга Лазарева.

Партийный контроль

Возмущенные подобным обращением кашинцы привлекли к решению проблемы депутатов местной думы и общественный совет села. Глава совета Вероника Пиджакова предложила Александру Карамышеву перенести игровой комплекс или установить новый там, где он будет востребован. Перемещать оборудование глава отказался, сославшись на то, что это потребует дополнительных расходов, но выразил готовность построить в Кашино новый детский городок, правда, не раньше следующего года, когда в местном бюджете выделят на это деньги. Решение властей вызвало недоумение даже у депутатов сысертской думы.

- Это вопрос не только справедливости, но и целесообразности: новая площадка будет простаивать, засыпанная песком, а дети - получать травмы на старой, - возмущается Олеся Сирман-Прочитанская.

Кашинских мам такой вариант тем более не устраивает. Общественный совет села обратился к вице-спикеру областного Заксобрания Виктору Шептию, возглавляющему свердловское отделение "Единой России", в которой, кстати, также состоят и Карамышев, и Савельев. Партийный лидер пообещал активистам взять ситуацию под личный контроль.

С горки на горку

Широкий общественный резонанс, который получила эта история, принес свои плоды: на днях депутат Савельев приобрел комплектующие еще для одной площадки - на этот раз уже в Кашино, и на личные, а не бюджетные деньги. К слову, устанавливали и даже красили оборудование местные жители.

По словам помощника Савельева Андрея Станкевича, народный избранник пошел навстречу главе округа Карамышеву, чтобы помочь ему сгладить конфликт, разгоревшийся из-за размещения игрового городка рядом с "Николиным ключом". В этом вопросе администрация Сысертского округа и депутат Савельев кивают друг на друга: Александр Карамышев говорит, что поскольку деньги были выделены по ходатайству депутата, то и выбор места остался за ним. Дескать, это общепринятая практика.

Команда парламентария утверждает иное: по сведениям Андрея Станкевича, у "Николина ключа" появится своя детская площадка, внутри, на закрытой территории. А объект на "депутатский миллион" построили под запланированное возведение здесь же многоквартирных домов по государственной программе "Жилье для российской семьи". Таким образом, говорит Станкевич, площадка находится в центре будущего жилого массива, а администрация Кашино просто не поняла задумки.

Тем не менее пока у "Николина ключа" нет собственного детского комплекса, а на сайте коттеджного поселка выложены фотографии горок и качелей, построенных на бюджетные деньги.

Городок выставили на аукцион

Между тем, согласно информации пресс-секретаря председателя правительства Свердловской области, на строительство детской площадки изначально было выделено два миллиона рублей. После получения денег муниципалитет провел аукцион, в результате которого стоимость возведения площадки упала до 1,28 миллиона. А через год еще одним распоряжением на завершение строительства выделили еще миллион рублей. При этом, глядя на детский городок, не скажешь, что он стоит более двух миллионов рублей.

К сожалению, нам не удалось узнать, куда делись сэкономленные деньги, а также почему появился дополнительный миллион, если и так была сэкономлена значительная сумма. Впрочем, мы уверены: этим вопросом стоит заняться компетентным органам.

Куда ушел миллион

Некоторые регионы РФ отказываются от практики использования "депутатского миллиона", поскольку были случаи, когда народные избранники тратили средства областного бюджета на личные нужды либо на финансирование избирательных кампаний. Кроме того, зачастую выделяемые средства расходуются неэффективно. Так или иначе до избирателей деньги полностью не доходят. Поэтому, например, в прошлом году в Волгоградской области аналогичный закон признали утратившим силу.

Как показало наше расследование, в этом вопросе вообще мало кто разбирается, даже многие депутаты имеют лишь отдаленное представление о том, как расходуются средства резервного фонда области. Более того, найти правовой акт, регулирующий выделение денег, - тоже непростая задача, в региональных законах эта процедура вообще не прописана - только в двух постановлениях правительства области.

В других субъектах РФ подобный процесс регулируется полноценными правовыми актами: обычно это закон "О наказах избирателей депутатам Законодательного собрания". На Ямале на рассмотрение депутатов вынесен законопроект "О реализации наказов избирателей депутатам Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа". По мнению законотворцев, инициатива хорошая, вопрос в надлежащем контроле. Как видно на примере Кашино, контроль за расходованием бюджетных средств все же бывает недостаточным.

Кстати

Кашинцы считали, что площадка рядом с "Николиным ключом" установлена на личные средства Савельева, поскольку не знали, что такое "депутатский миллион". То есть ходатайство народного избранника о выделении денег на игровой комплекс, которое по идее должны инициировать избиратели, на деле было составлено без ведома самих избирателей.

При этом факт строительства детского городка на "депутатский миллион" стал известен лишь потому, что площадка оказалась для жителей важным социальным объектом. А если деньги были бы потрачены на что-то менее значимое, скорее всего, их судьба так и осталась бы тайной.