К министерской встрече Москва подготовила предложения, как на практике осуществить координацию всех сил, противостоящих экстремистам "Исламского государства" и другим террористическим группировкам. Ранее с призывом к членам Совета безопасности объединить усилия для урегулирования сирийского кризиса и разгрома "ИГ" выступил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Однако на данном этапе говорить о реальном объединении усилий пока преждевременно. Встреча лидеров России и США позволила сделать ряд серьезных шагов по координации усилий на антитеррористическом направлении. Тем не менее на практике Вашингтон стремится сохранить в вопросах борьбы с терроризмом тактическую самостоятельность, чтобы избежать обвинений в слишком резкой смене курса. И все же подвижки налицо. В среду госсекретарь США Джон Керри подтвердил, что Белый дом более не настаивает на немедленном отстранении от власти президента Сирии Башара Асада и готов согласиться с плавным переходом власти в Сирии. Одновременно СМИ стало известно об отставке Эвелин Фаркас, отвечавшей в Пентагоне за военные связи с Москвой и Киевом. Она считалась сторонником жесткой линии в отношении России. В среду состоится еще одна, третья по счету, встреча на полях Генассамблеи ООН между Сергеем Лавровым и Джоном Керри. Ее повестка уже очевидна - выполнение договоренностей, которые были достигнуты между российским и американским президентами. Добавлю, что в недавнем интервью одной из местных телекомпаний глава Госдепартамента США назвал беседу лидеров России и США не только "очень откровенной", но и "очень учтивой". А подобные оценки из уст руководителя американской дипломатии многое значат.
Тем не менее сложившееся потепление не означает, что Белый дом намерен полностью перенести сирийскую повестку в ООН, как это предлагает сделать Россия. Напротив, накануне проводимого под председательством Лаврова Совета безопасности, президент Барак Обама собрал на полях Генассамблеи "встречу высокого уровня". Это мероприятие под председательством США получило обтекаемое название "Совещание по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом". Впрочем, судя по его итогам, разговор преимущественно шел о ситуации в Сирии. Причем так случайно сложилось, что состоялось совещание в зале, примыкавшем к переговорной, где в это время проводил встречи глава российского внешнеполитического ведомства. После консультаций Обама вышел одним из последних, торопливо прошагав мимо прижатых к стенкам охраной, случайно оказавшихся на его пути журналистов. Вид у президента США был задумчивый и не очень довольный.
Результаты "встречи высокого уровня", которая, по замыслу Вашингтона, должна предшествовать собираемому по инициативе США "антитеррористическому саммиту", позже прокомментировал сам глава Белого дома. Он объявил о начале борьбы с идеологией "Исламского государства", сообщил, что возглавить борьбу с терроризмом в Сирии должен новый лидер, который объединит народ.
Но также чрезвычайно важным представляется заявление американского лидера о его готовности сотрудничать с Ираном и Россией для преодоления конфликта в Сирии. Добавлю, что вскоре после заявлений Обамы на информационных лентах появилось сообщение о готовности премьера Британии Дэвида Кэмерона встретиться с российским президентом для обсуждения сирийской проблематики. Пока из постоянных членов Совбеза на немедленном уходе президента Башара Асада настаивает только Франция, затеявшая в отношении сирийского лидера судебный процесс. Но судя по настроениям ключевых участников Генассамблеи в отношении сирийского кризиса, упрямство президента Франсуа Олланда может привести к изоляции Парижа на сирийском треке. Об этом хозяина Елисейского дворца уже предупредила оппозиция.
На этом фоне весьма неуместным выглядит и другой демарш Олланда, который назначил на среду встречу представителей государств, выступающих за ограничение права вето постоянных членов Совета безопасности ООН. Это мероприятие пройдет одновременно с министерской встречей в Совбезе, созванной Россией. Добавлю, что французскую инициативу по ограничению права вето из постоянных членов Совета безопасности поддержала только Британия.
Несмотря на критику заявленного США "антитеррористического саммита" (постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин назвал действия Вашингтона перетягиванием одеяла и попыткой брать на себя функции ООН - "РГ"), Москва не отказывается от участия в этом мероприятии и будет представлена на нем заместителем представителя РФ при ООН.
В среду вечером после завершения Совбеза состоится встреча Сергея Лаврова с министром иностранных дел Сирии. Ей предшествовало появление информации о готовности официального Дамаска подписать соглашение с оппозицией о принципах мирного урегулирования в Праге.
На подходах к штаб-квартире ООН я наткнулся на несколько "прилавков", обвешанных политическими плакатами, возле которых оживленно спорили американцы. На одном плакате было написано "Путин прав, Обама ошибается". На другом - "Наш враг не Путин, наш враг Уолл-Стрит".
И подумал о том, что на этой Генассамблее, возможно, впервые за последнее время со стороны западных партнеров России перестали звучать "черно-белые" оценки проводимой Москвой внешней политики. А былая враждебность за несколько дней после выступления российского президента на Генассамблее сменилась поиском прагматичных решений в отношении мировых кризисов. И даже если этот поиск идет на параллельных курсах, это вовсе не означает невозможности сближения позиций и объединения усилий в дальнейшем для решения общей задачи. Например, такой как борьба с "ИГ".
Между тем
Президент Петр Порошенко продолжает изумлять американцев своими заявлениями. Возможно, в этом виновата простуда - глава Украины сообщил, что у него температура 38,5 градуса. Выступая в Колумбийском университете, Порошенко сообщил, что Евросоюз не выживет без Украины (и как же он выживал столько лет? - "РГ"), а его страна - часть Евросоюза независимо от того, хотят ее там видеть европейцы или нет. Сам же президент Украины, как выяснилось, мечтает о кресле евродепутата. Остается посочувствовать жителям Старого света, чье мнение оказалось безразличным украинскому президенту. А заодно признать, что в оценках своего политического потолка Порошенко не ошибся. Возглавлять такую крупную страну, как Украина, для него и впрямь сложновато.