Исследователя заинтересовал известный феномен "генеральского сына", - дети, выросшие у благополучных родителей, как правило, лучше учатся, чем их сверстники из проблемных семей. Да и во взрослой жизни чаще преуспевают те, кого в юности воспитывали и чьим развитием старательно занимались. Естественно, из этого правила есть множество исключений, но закономерность прослеживается. Чем ее объяснить? Кто-то утверждает, что "блатным" детям в первую очередь помогают родительские связи. Но это не совсем так: многие специалисты по кадрам отдают предпочтение кандидатам-выходцам из "хороших семей" просто потому, что с такими новобранцами возникает меньше проблем. В чем же дело? Маслинский дает такое объяснение: дело не в социальном статусе родителей, а в том, сколько времени они уделяли своему ребенку.
- Язык и интеллект ребенка быстрее развиваются, когда родители много и часто разговаривают с ним, эмоционально откликаются на его запросы и уделяют время совместным занятиям: чтению книг, играм, походам в театры и музеи, - объясняет исследователь. - А вот редкий обмен репликами, невнимание к вопросам ребенка и авторитарный стиль общения - все это чаще свойственно семьям с низкими ресурсами, - мешают детям накапливать и активно пользоваться лексическим, синтаксическим и стилистическим богатством родного языка. В результате плохое владение речью создает риски воспроизводства неблагополучия, когда дети повторяют судьбу малообразованных и бедных родителей.
При этом исследователи делают важную оговорку - собственные способности ребенка или полное их отсутствие, могут пересилить все остальные факторы и свести к минимуму все преимущества, доставшиеся детям из благополучных семей. Но при этом хорошее речевое развитие необходимо, чтобы в будущем подняться на "социальном лифте".
В ходе исследования выяснились и некоторые любопытные подробности. Например, одним из самых эффективных способов развития речи ребенка оказалась игра, в ходе которой матери называли или комментировали все объекты, попавшие в зону видимости. Еще один хороший способ - чтение книг вслух. Причем именно чтение оказывается гораздо более эффективным для семей, в которых у родителей невысокий уровень собственного образования и социальный статус: литературный текст оказывается намного более разнообразным и интересным, чем повседневная речь мамы и папы. Так малыш добирает то, чего не хватает в его собственном окружении.
Просмотр телевизора и мультиков тоже позволяет узнать новые слова и понятия. В первую очередь речь идет о познавательных передачах. Правда, в ситуации, когда телевизора в жизни ребенка оказывается слишком много, результат получится отрицательный: новые знания обязательно надо применять и закреплять на практике.
Еще один любопытный нюанс: исследователи заметили, что чем чаще родители переключают внимание ребенка с одного объекта на другой, тем медленнее растет его активный словарный запас. Поэтому мамам и папам стоит следить за тем, чем интересуется малыш, и, исходя из этого, заниматься его развитием. Такой подход, кстати, больше характерен для западной культуры.