Новости

01.10.2015 21:47
Рубрика: Власть

Профилактика возгорания

В Перми завершился первый Всероссийский форум национального единства, подготовленный Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН). Целью форума было обсудить основные направления деятельности региональных органов власти, курирующих национальные вопросы, проверить эффективность мониторинга межнациональной и межконфессиональной ситуации, который проводится субъектами РФ.

Почему площадкой для проведения такого форума стал именно Пермский край, объясняется несколькими причинами. Во-первых, это многонациональный регион. Во-вторых, здесь самый низкий в Приволжском федеральном округе уровень межнациональной напряженности (в этом году не было зарегистрировано ни одного конфликта или преступления на национальной почве). И в-третьих, Пермский край - один из восьми пилотных регионов, где проходит апробацию разработанная специалистами ФАДН система мониторинга межнациональных отношений. Она включает в себя 28 индикаторов конфликтности, которые подразделяются на восемь категорий: среда и ресурсы; демография и миграция; власть и политика; экономика и социальная сфера; культура, образование и информация; контакты; стереотипы; внешние условия. Эти критерии, считает руководитель агентства Игорь Баринов, позволяют "оценивать состояние экономических, социальных, демографических, культурно-языковых и других факторов, влияющих на возможное появление очагов напряжения". "Если появятся проблемные ситуации и первоначальная реакция исполнительной власти окажется неадекватной, могут начаться серьезные проблемы, - говорит глава ФАДН. - Важно создать систему, которая будет реагировать не постфактум, а локализовывать и прекращать подводные течения".

Основными источниками информации для мониторинга служат данные федеральных органов власти, сводки и аналитические материалы регионов и муниципалитетов, результаты мониторинга СМИ, интернет-пространства и обращений граждан, социологические исследования, работа с экспертным сообществом и национально-культурными автономиями. По итогам исследований составляется этносоциальный паспорт территории, содержащий информацию о состоянии межнациональных отношений и потенциальных угрозах. "Всего предусмотрено три уровня угрозы, - говорит начальник управления мониторинга ФАДН Дмитрий Савельев. - Региональные и муниципальные власти будут оперативно оповещаться об опасности; для каждого уровня угрозы будут разработаны соответствующие схемы реагирования на местах".

По мнению Москвы, главы регионов в ответе за межнациональный мир на своих территориях

Первым регионом, где введена система мониторинга, стала Свердловская область. На очереди Крым и ХМАО.

Профилактикой межнациональных конфликтов занялось и министерство труда и социальной защиты. Оно приняло профессиональный стандарт для местных чиновников, отвечающих за межнациональное и межконфессиональное согласие. Эти чиновники будут обязаны изучить этнопсихологию, этнополитику, регионо- и религиоведение. Им также надлежит проводить мониторинг конфликтных ситуаций и предотвращать столкновения на национальной почве. Кроме того, госслужащие обязаны будут способствовать культурной адаптации и интеграции мигрантов. "Теоретически это правильно, - считает первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. - Но есть огромное количество сопутствующих моментов: степень влиятельности чиновника, общая ситуация в субъекте, отношения с силовым блоком, отношения с диаспорами и конфессиями. Если это все не учитывать, то никакие знания не помогут".

По мнению Москвы, руководители регионов сами должны отвечать за межнациональный мир на вверенной им территории. С недавних пор эта ответственность закреплена законом. Главам городов, районов и поселений вменено в обязанность защищать равенство прав и свобод граждан разных национальностей во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями и другими организациями. Региональным парламентам надлежит принимать законодательные акты, "направленные на соблюдение, реализацию и защиту равенства прав и свобод граждан независимо от расы, национальности, языка и вероисповедания". Кроме того, местные власти должны помогать "социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов". Мэры городов, на территории которых произошли межнациональные конфликты, могут быть отправлены в отставку.

Тем, кто замалчивает национальный подтекст конфликта, порой не откажешь в благоразумии

Есть, правда, опасение, что под страхом увольнения мэры будут заниматься не профилактикой межнациональных конфликтов, а сокрытием их. Глава ФАДН Игорь Баринов говорит, что руководители регионов в своих отчетах федеральному центру нередко приукрашивают положение дел в этой сфере. С одной стороны, это плохо. Информационная недостаточность, отсутствие внятной и недвусмысленной реакции властей на каждый случай такого рода и привели к тому, что более 60 процентов населения поддерживают лозунг "Россия - для русских!" Но и широкая дискуссия по национальному вопросу сегодня небезопасна. Вот почему большинство происшествий с участием нацменьшинств официально трактуются как бытовые. Верить такой трактовке значительная часть общества не расположена. Чем усерднее внушается отсутствие в каком-либо конфликте национальной подоплеки, тем крепче массовая уверенность в обратном. Но мгновенная готовность исследовать национальный состав участников случайной уличной потасовки тоже ни к чему хорошему не приводит. Это знают на собственном опыте приезжие с Кавказа и из Центральной Азии. Поэтому и местные власти, и потенциальные жертвы погромов одинаково склонны замалчивать национальный подтекст конфликта, говоря в один голос: "Не надо разжигать". И в таких случаях им не откажешь в благоразумии.

Власть Позиция Колонка Валерия Выжутовича
Добавьте RG.RU 
в избранные источники