"Фестиваль уличных пианино" поедет по России

Только-только отгремели джазовые аккорды в столице, как "Фестиваль уличных пианино" продолжил свое путешествие по стране.

В пятницу он продолжится уже в Сочи. Ради чего возле Морского вокзала, на площади Искусств, в Олимпийском парке и перед ЦУМом будут установлены четыре фортепиано. Какие-то из них организаторы купили, другие подарили музыканты. Эти инструменты расписали и сделали арт-объектами художники. А сыграть на них смогут все желающие...

Попытаться сделать уличные концерты джаза и классической музыки частью быта и новой достопримечательностью российских городов - для этого и задуман "Фестиваль уличных пианино". Он стартовал в Москве выступлением Квартета Игоря Бутмана в саду "Эрмитаж". Любопытно, что в Москве прохожие играли не только джаз, но и Бетховена, и Шопена. Иногда в четыре руки...

О том, какие новые городские музыкальные праздники хотелось бы утвердить в России, обозревателю "РГ" рассказал вдохновитель, продюсер и участник "Фестивалей уличных пианино" Игорь Бутман.

Что вам хотелось бы изменить в повседневной жизни наших городов?

Игорь Бутман: Каждый город - живой организм, он должен дышать. А такие фестивали как раз и обеспечивают это дыхание. Улицы Москвы становятся более людными, что делает концерты open-air особенно актуальными. Ведь они дают новый импульс жизни, позволяя отвлечься от рутинных проблем, послушать прекрасных музыкантов, получить заряд позитивных эмоций. А музыканты, в свою очередь, имеют возможность делиться своим творчеством и одновременно повышать качество своей игры на открытом воздухе.

Поэтому подобные мероприятия, безусловно, очень важны. Даже погода порой им благоволит, как было в Москве и как будет, надеюсь, в начале октября - уже и в Сочи...

Сможет ли современный джаз с оркестрами или фортепиано вписаться в городскую среду?

Игорь Бутман: Конечно! Джазовая музыка давно завоевала место среди различных музыкальных стилей, поэтому она стопроцентно вписывается в любой формат уличной культуры. Так же, как и классика, и духовые оркестры. В конце концов, если вместо городского шума звучит прекрасная музыка, разве это плохо? Я считаю, что если музыканты дарят свое искусство не ограниченному количеству публики в концертном зале, а огромному числу людей, это просто замечательно!

Какие праздники в других столицах мира вам запомнились, и с каких, на ваш взгляд, можно брать пример?

Игорь Бутман: Могу назвать голландские городские фестивали, когда музыканты играют и в клубах, и на улицах, и в транспорте. Есть в Америке фестиваль Jazz Mobile, которым долго руководил Билли Тэйлор. Суть его в том, что музыканты, перемещаясь в автомобиле, останавливаются и дают концерты в самых разных местах, чаще всего в Гарлеме, - для возрождения интереса к джазу прародителей этого искусства. Очень много уличных фестивалей в Берлине. Германия вообще славится своей open-air-культурой.

Когда вы сами в последний раз играли на улице и какой репертуар?

Игорь Бутман: О, у нас было масса выступлений на открытом воздухе. Это и фестивали: городские, загородные... И Дни города... много всего! А репертуар я выстраиваю таким образом, чтобы привлечь внимание и поднять настроение разной публики, ведь на улицах собираются не только поклонники и знатоки джаза, но и те, кто о нем, возможно, никогда не слышал. Поэтому программы у нас всегда очень разнообразные и яркие, позволяющие публике получить удовольствие от джазового искусства с его ритмами, великолепными соло. В этот раз тоже играем различную музыку - как наш основной репертуар, так и новые вещи, неожиданные для публики.