Признаюсь честно, я действую по обстоятельствам. Если утром собираю младшего сына в сад (он ходит в группу кратковременного пребывания), обязательно накормлю его завтраком - буду кормить с ложечки и обещать конфетку, потому что в саду перекусов не предвидится, а до обеда более 5 часов. Но если в выходной мои мальчишки объявят голодную забастовку из-за того, что им не угодила цветная капуста в супе, я, собрав волю в кулак, уберу тарелки и постараюсь не подсунуть им ничего съестного до ужина. Папа рассуждает проще: не хочешь есть - свободен. Возможно, поэтому, когда мамы нет рядом, дети едят все.
Сыт ли ребенок? Этот вопрос тревожит маму с момента появления малыша на свет. Сначала она мучает себя и окружающих разговорами о том, хватает ли молока и не надо ли докармливать. Помню, как на первых порах взвешивала своего первенца до и после кормления, чтобы убедиться, что он высосал положенные ему граммы молока. Потом взвешивала пюре из кабачков, кашку на козьем молоке и отмеряла 50 граммов паровой рыбы или индюшачьих котлеток. Родные посмеивались, а мне так было спокойнее - я точно знала, что мой малыш сыт. Тем более что старший Ваня по своей натуре гурман-малоежка, который с удовольствием ест только то, что считает вкусным, и в тех количествах, которые считает необходимыми. Младший сын - полная противоположность. Он съедает свою порцию, смотрит, что осталось в тарелке у папы, и просит "еще кусочек", а потом может стащить еще что-нибудь у старшего брата, который с радостью поделится тем, что не хочет доедать. Но и он с возрастом становится более привередливым в еде. Поэтому второй важный вопрос для каждой мамы - что приготовить?
Любивший овсяную кашу малыш может лет в пять наотрез отказаться ее есть. Многие дети отказываются от мяса. Приходится маскировать его в котлетах, тушеных овощах и пельменях. То же с творогом и кефиром. В ход идут сахар, фрукты, коктейльные трубочки и сырники, в приготовлении которых ребенок обязательно должен принять участие. Кстати, таким образом мы приучили Ваню есть овощной салат. Он сам, под нашим присмотром, режет огурцы и помидоры, солит, поливает маслом. Такой салат, естественно, получается вкуснее.
Но как быть, когда один ребенок любит рисовую кашу, а другой - манную? Когда один за обе щеки уплетает дыни, персики и абрикосы, а другой предпочитает исключительно яблоки и виноград. А когда речь заходит о том, чтобы съесть полезные овощи вроде цветной капусты, брокколи или стручковой фасоли, часто слышишь в ответ: "Давай лучше макароны". Разумом понимаешь, что детское меню должно быть сбалансированным и наполнено всеми необходимыми витаминами и микроэлементами, но как это сложно сделать, когда дети требуют исключительно макароны, сыр и печенье. И вот мамы колдуют у плиты, придумывая, как бы так хитро приготовить курицу, чтобы ребенок не вертел носом. Это отнимает много времени, которого так не хватает работающим мамам. Это требует терпения, потому что ребенок ходит вокруг тебя и всячески демонстрирует желание принять участие в процессе. И, наконец, это требует креатива, чтобы превратить обычную котлету в ежика с глазками и ножками, а отварные овощи в корабль или медвежонка. Проверено, так вкуснее.
Ну и конечно, не стоит забывать, что достойный пример перед глазами - лучшая мотивация. Буквально на днях пятилетний Ваня меня спросил: "Мама, почему я должен есть суп, а взрослые едят то, что хотят?" Пришлось отложить сделанный на скорую руку бутерброд и налить себе тарелку супа.
Ольга Маховская, кандидат психологических наук, автор книги "Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить"
В книге "Американские дети играют с удовольствием, французские - по правилам, а русские - до победы" я выделила три стратегии кормления ребенка. Французы подходят к процессу с эстетической точки зрения. Все, что человек, в том числе и ребенок, делает, должно оцениваться как красивое или некрасивое. При этом под красотой они понимают прежде всего некоторую особенность. В еде они уделяют большое внимание тому, как она выглядит, и наслаждаются предвкушением. Еще с утра они сообщают, какое блюдо будут готовить и как это будет вкусно и красиво. Для нас это необычно, потому что мы, как правило, сообщаем об обеде за 2 минуты до его начала.
Французские дети обязательно принимают участие в сервировке стола: салфетки, тарелки, стаканы, бантики на ложках, букет цветов. По мнению французов, еда - это квинтэссенция жизни. Если вам не хватает времени на еду, то зачем вы вообще живете? Для них жизнь - не череда белых и черных полос, а скорее букет или салатница, наполненная разными цветами и текстурами. Поэтому у них много всевозможных соусов и разнообразных блюд.
Хороший семейный обед длится обычно час - полтора. Говорить о политике и проблемах за столом не принято, зато все делятся общими приятными впечатлениями. При таком подходе семья минимум полтора часа проводит вместе в хорошем настроении и на одной волне. К такому застолью все будут стремиться.
Кстати, когда психологи спрашивают, что такое счастье? Многие начинают говорить о большой семье, сидящей за столом, когда все улыбаются и шутят. У нас так происходит в основном только по большим праздникам. Хотя, на мой взгляд, каждой семье по силам сделать это регулярной традицией. Для ребенка польза однозначна.
В России преобладает скорее статусный подход к еде. Обычно главный за столом - это отец. Разговаривать за столом не принято. Помните поговорку: когда я ем, я глух и нем. Нельзя перебивать старших, то есть дети фактически лишены возможности выразить свой восторг, например. Ребенок вынужден постоянно себя контролировать.
К еде мы относимся как к работе. Кто больше работает, тому и порция больше. Дети редко принимают участие в сервировке стола, зато почти наверняка моют посуду. Так им "указывают" их место в семейной иерархии.
Для нас накормить ребенка - это скорее идеологическая норма. Родители нервничают, если дети плохо едят, отсюда практика насильственного кормления. Представляете, что чувствует при этом малыш: близкий человек впихивает в тебя очередную ложку, и ты сидишь с забитым ртом. Это приводит не только к тому, что еда перестает приносить удовольствие, но и к более серьезным психологическим проблемам во взрослом возрасте.
У французов такие же упрямые дети, как у нас, но они используют правило трех попыток и несколько раз приглашают ребенка к столу. Наши же родители обычно на первой попытке выдают реакцию озверения. Потому для нас идеал послушания - только бровью повел, а ребенок уже сделал. Как результат, дети растут с колоссальным чувством вины. Они понимают, что мама-папа сердится, но причина для них неочевидна. Ребенок не хочет есть, потому что ему не нравится - это разумное детское поведение. Мы и сами так делаем, но только почему-то ребенку выбора не оставляем.
Наконец, американцы с их прагматичным подходом к еде. Они считают все: калории, порции, деньги. За столом все делится поровну. И перекус - американское явление, они руководствуются принципом: хочешь есть - бери и ешь. Поэтому у них так разветвлена система фастфуда и отсюда так много людей с избыточным весом.
Еда - вроде обыденная вещь. Но именно из таких простых вещей, как процесс еды, игры с папой и мамой, ругали тебя или нет, били или нет, складывается биография человека.
Поэтому я советую мамам брать пример с французов и формировать у ребенка вкус. Это возможность остановиться, подумать и не отказываться сразу от вещей, которые на первый взгляд кажутся некрасивыми. Пусть ребенок сам выберет чашку и тарелку. Положите в кашу свежих ягод, дайте ему в ней покопаться. И он с удовольствием ее съест и даже не заметит. Тогда еда у него будет ассоциироваться с радостью и чем-то необыкновенным.
Как не надо кормить малоежку