Владимирцы не захотели менять пруд на спортплощадку

За Соловьиный пруд на улице Студенческой активисты боролись почти десяток лет. И одержали пусть не окончательную, но победу.

Губительная стройка

За последнее время пруд обмелел более чем на метр. А позапрошлой зимой, когда жители с помощью техники пробили лунки, чтобы проверить толщину льда, оттуда пахнуло отнюдь не фиалками. Причину деградации водоема определили однозначно: застройка водоохраной зоны. Вопреки протестам общественности и специалистов, на его берегу были построены 14-этажный жилой дом и спортивный центр Владимирского госуниверситета.

Когда почти десять лет назад эта строительная эпопея начиналась, ученые естественно-географического факультета педагогического университета сделали заключение, в котором отметили, что стройка нанесет большой вред сложившемуся здесь природному балансу. Будут нарушены водные стоки, что приведет к кислородному голоданию, зарастанию травой и образованию метана в пруду.

Официальные органы, наоборот, были настроены оптимистично. "Строительство дома не может отрицательно повлиять на пополнение пруда поверхностными и грунтовыми водами. Проектом предусмотрено благоустройство набережной в пределах земельного участка дома и спортклуба", - гласил вывод Государственной экологической экспертизы Ростехнадзора по Владимирской области № 355 от 31 июля 2006 года.

Благоустройство берега тогда так и осталось в планах, а ущерб не заставил себя ждать: пруд стал превращаться в склад мусора, который строители сбрасывали в воду. И жителям с трудом удалось остановить это варварство.

Водоем или овраг?

Борьбу за среду обитания осложняла неопределенность. Пруд, возникший не меньше столетия назад, находится на федеральной земле, которая в начале 1990-х указом президента была передана в пользование ВлГУ. И в официальных письмах руководство вуза называло его "оврагом".

Не приходилось рассчитывать и на финансовую помощь в благоустройстве.

- Пруды, имеющие водоток или иные источники водоснабжения, а это почти все, являются собственностью федеральной, - пояснял руководитель городского управления по охране окружающей среды Сергей Сухопаров. - А мы из федерального и областного бюджетов за последние четыре года на рекреацию водных объектов ни копейки не получали...

Тем временем просачивалась информация, что спортивным центром дело не закончится и рядом с ним его руководство планирует разбить спортплощадки. Выяснилось, что существует и письмо университетского начальства в горадминистрацию, где пруд называется "грязной лужей", вид которой оскорбляет взор спортсменов и гостей.

Логика понятна - не лучше ли на этом месте возвести что-то более полезное. Разрешение на засыпку не получили, но от своих планов не отказались, и в прошлом году начали засыпать верхнюю часть водоема, где бьют питающие его ключи. 14 февраля 2014 года в микрорайоне появился целый караван КамАЗов и начал сваливать землю вперемешку со строительным мусором прямо на лед.

Действие происходило средь бела дня на глазах у протестующих жителей, которые насчитали всего 17 машин. На пути каравана встала активистка Татьяна Гришина и твердо заявила: "Засыпать водный объект без публичных слушаний и согласования с отделом экологии и департаментом природопользования не имеете права!" По ее сигналу на место ЧП приехали представители прокуратуры, экологи, депутаты и остановили незаконные действия.

Встали на защиту

К сожалению, произошедшее во Владимире типично. Вариации на тему "грязная лужа" могут быть разнообразными - запущенный парк, заросший скверик, разбитая спортплощадка. Запустение - главный аргумент желающих занять землю в хорошем месте. Вместо того, чтобы привести вверенную им территорию в порядок, ее превращают в свалку.

Похоже, на Студенческой разыгрывался подобный сценарий. До кульминации его не удалось довести только благодаря бдительности и деятельной заботе. Местные жители, учащиеся расположенных по соседству школ № 19 и 26 и их педагоги взяли над прудом шефство и регулярно выходили на субботники: обрезали разросшиеся деревья, собирали мусор, рыли ступеньки для схода к воде, выкладывали их щебнем, даже запустили для чистки воды от ряски мальков ротана и белого амура.

- Тогда особой поддержки со стороны властей мы не почувствовали, поняли, что они поверили в "грязную лужу", - считает активистка Галина Трофимова. - Наступил момент, когда пруд надо было не защищать, а спасать.

Активисты объявили сбор средств, установили ящики для пожертвований в близлежащих магазинах, обратились к спонсорам

Инициативная группа решила создать комитет спасения пруда. В него вошли неравнодушные жители 7 домов. Писали письма, жалобы, собрали 300 подписей под петицией в региональную общественную палату. Правда, это традиционные меры, к которым в подобных ситуациях прибегают многие. А ход событий, считают в комитете спасения, все-таки переломило неожиданное решение.

В какой-то момент активисты поняли, что для сохранения любимого водоема необходима его очистка, и без грамотного подхода с топографией места, геологическими и геодезическими изысканиями это вряд ли получится. Заказали проект. Подготовка технической документации требовала немалых средств. Объявили сбор, установили ящики для пожертвований в близлежащих магазинах, обратились к спонсорам. Ну, а администрация, поставленная перед фактом, что проект очистки и капремонта готов, выделила недостающие средства. Словом, глухая стена между властью и людьми начала рушиться.

- Городские власти начали к нам прислушиваться, сказали: если можете, делайте, докажите, что этот водный объект можно спасти, - рассказывает Татьяна Гришина. - И мы почувствовали, что власть нам поверила. А в апреле 2014 года к нам приехала губернатор Светлана Орлова, прямо на берегу провела совещание и дала поручение Мигачеву (директор департамента природопользования Алексей Мигачев - ред.) и Саралидзе (ректор ВлГУ Анзор Саралидзе - ред.) по очистке объекта.

В феврале началась активная стадия очистки. Директор департамента природопользования пригласил во Владимир фирму из Собинского района, специализирующуюся на очистке водоемов. За полтора месяца работы ей удалось очистить треть пруда. Но капризный март внес жесткие коррективы. Из-за погодных условий техника была выведена и работы приостановлены, а во дворе осталась зловещая яма с раскисшим дном. Разочарованные жители обвинили активистов в… экологическом преступлении. Так что членам инициативной группы впору было самим спасаться от гнева соседей.

- Эта страшная картина наблюдалась до самого июня, - рассказывает Татьяна Гришина. - Полтора месяца мы ждали разрешения от властей на продолжение работ. Но отступать было нельзя. Сами стали искать ходы и выходы. И снова на помощь пришли СМИ. В очередной раз после звонка жителей у нас появились люди с фотоаппаратами и камерами. И видя критическую ситуацию, Сергей Куценко, руководитель "Гидротехнического общества", которое готовило проект очистки нашего пруда, принял решение завершить эту работу за свой счет. Ее завершили в конце июня. Эстафету подхватили власти. Нужно было решать проблему заполнения водой. Ключи были завалены землей. Департамент природопользования привлек спонсоров из Киржача - организацию по бурению скважин. Пруд наполняли водой в течение месяца.

И вдруг ближе к осени на Соловьиный пруд вернулись утки, 47 особей! Жизнь на его берегу вернулась в прежнюю колею.

Борьба не закончена

- То, что произошло у нас, - это чудо, исключение! - считает Галина Трофимова. - Впервые общественность смогла реализовать свое начинание во взаимодействии с властью. Но цели у нас все равно разные. И коммерческий интерес никуда не делся. Чиновники видят здесь не водный объект, а дом. Предприниматели обращаются к нам с разными предложениями - от организации кафе до королевской регаты: огородить и никого не пускать. А мы хотим, чтобы люди приходили с детьми, кормили уток и отдыхали.

Так что комитет по спасению продолжает свою работу. Первым делом заказали обмер своего пруда ФГБУ "Центр управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" и получили заключение: "Питание пруда смешанное - снеговое в период весеннего половодья, дождевое и грунтовое в период летне-осенней межени. Площадь зеркала 0,007 квадратных метра, глубина средняя - 1,57 метра, наибольшая - 2,5 метра. Длина - 0,135 километра, ширина - 52 метра средняя, 80 метров наибольшая". Подали документы на получение нового паспорта, чтобы впредь природный объект не называли "грязной лужей".