01.10.2015 00:07
    Поделиться

    Родион Щедрин: Отношу себя к чрезвычайно счастливым композиторам

    Свою новую оперу Родион Щедрин посвятил ушедшей супруге
    В Петербург, в Мариинский театр композитор Родион Щедрин приехал, чтобы представить артистам свою новую работу. Приехал впервые один, без своей жены, блистательной балерины Майи Плисецкой, которой не стало в мае текущего года. Как признался Родион Константинович, именно Майя Михайловна все 57 лет их совместной жизни вдохновляла его творчество. Ей, а также маэстро Гергиеву и возглавляемой им труппе посвятил он оперу "Рождественская сказка". Ее премьера намечена на новогодние праздники.

    Корреспондент "РГ" поговорила с композитором, а также с художественным руководителем Мариинки Валерием Гергиевым о планах на новый сезон, вечере в честь Майи Плисецкой и выступлениях за рубежом.

    О новой, еще не оконченной опере Родиона Щедрина артисты, начавшие репетировать отдельные ее сцены, говорят как о "несомненном шедевре" и в то же время едва ли не самом трудном из произведений автора. Вы согласны с такой оценкой?

    Валерий Гергиев: Как премьера "Левши" Щедрина стала главным событием при открытии нашей новой сцены (Мариинка-2. - Ред.) и вообще событием всего первого там сезона, так и мировая премьера нового произведения Родиона Константиновича, уверен, войдет в наш золотой фонд. Работа над ним уже началась. Идет, как у нас говорят, выучка в классе. Исполнители, отобранные для участия в постановке, начинают штурмовать трудности. А они там есть - и вокальные, и оркестровые.

    Родион Щедрин: Прежде чем говорить о спектаклях нового сезона в Мариинке, не могу не сказать о том, как Валерий Гергиев завоевал недавно Мюнхен, триумфально исполнив там с оркестром и хором в 150 человек Вторую симфонию Малера. Зал после концерта встал восторженный, устроил овацию. Я был на том концерте, остался под большим впечатлением.

    Поскольку я живу одной ногой в России, другой - в Европе, то достаточно хорошо осведомлен о том, что делается в мире - в мире искусства прежде всего. Много езжу, вижу, в каком состоянии оркестровые и оперные коллективы. Констатирую: российские театры по исполнительскому мастерству, творческой потенции, технической оснащенности сегодня, безусловно, номер один на планете. Необыкновенно высокий уровень. Это, знаете, не квасной патриотизм, не "записной" комплимент. Говорю со всей искренностью.

    Что касается нашей совместной работы с Валерием Гергиевым, то я бесконечно ей рад. Это опера. Назвал я ее "Рождественская сказка". В основе ее - мир русских сказок. Много народного фольклора. Так же как у Чайковского его "Щелкунчик" обозначен после заглавия "Балет-феерия", так будет и у меня, только не балет, а опера-феерия.

    Вижу, как Валерий Абисалович увлекся этой работой. Благодарен ему. Премьера, как предполагается, состоится в канун Нового года.

    Уже известно, кто будет ставить спектакль?

    Валерий Гергиев: Работать будет та же команда, которая ставила когда-то "Очарованного странника" - четвертую оперу Родиона Щедрина. Меня очень порадовала реакция на ту их работу во всех тех странах, где мы показывали "Странника". И в Риге, и в Хельсинки, Париже, Нью-Йорке - везде она прошла с успехом, и музыкальный материал, и сама постановка шли на "ура". Так что можно говорить, что режиссер-постановщик Алексей Степанюк, художник Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова "попали в замысел автора". Они умеют работать с нашими творческими силами. И мы в том же составе будем теперь работать над "Рождественской сказкой". Учитывая, что произведения Щедрина ритмически очень сложные, при этом блестяще оркестрованы, дают и лирический блеск, и возможности для хора (достаточно вспомнить финальную часть "Левши"), при этом философски глубокие, мы вправе надеяться на значительность премьеры.

    Родион Щедрин: Отношу себя к чрезвычайно счастливым композиторам. Такое сотрудничество, как у нас с Валерием Гергиевым, многое дает. Когда-то давно в Мариинском театре был поставлен мой "Конек-Горбунок". И Валерий Абисалович был музыкальным руководителем того спектакля. За прошедшие годы наши отношения, в том числе личные, окрепли. В свою очередь я хорошо узнал труппу этого коллектива, возможности оркестра. Большая привилегия для композитора! Облегчает воображение, стимулирует творчество.

    Родион Константинович, собираетесь ли вы быть на вечере памяти в честь 90-летия Майи Плисецкой в ноябре в Большом театре?

    Родион Щедрин: Конечно!

    Вы участвуете в его подготовке? Если можно, чуть подробнее о том, как он будет проходить?

    Родион Щедрин: Буквально на днях я корректировал одну из афиш этого памятного вечера. Проходить он будет в точном соответствии с тем, как Майя Михайловна сама его задумывала. Как определила, подготовив примерный сценарий. Я разговаривал с одним из организаторов. Они хотят поместить в программке факсимиле ее рукописи. Чтобы сразу было понятно: вечер самой Плисецкой.

    За несколько дней до своего ухода она передала два рукописных листа с набросками юбилейной программы лично в руки генеральному директору Большого театра Владимиру Урину. Мы тогда были в Москве, вместе обедали в ресторане... (Тяжело вздыхает. - Авт.). Исполнится почти все точь-в-точь, как она хотела. Кроме совсем уж невозможного. Майя Михайловна мечтала, чтобы в Большом выступила японская труппа "Такаразука", где она как хореограф участвовала в постановке мюзикла "Песнь царствам". Предполагалось, что они покажут фрагмент этого спектакля. В Японии он пользовался огромным успехом. Но, увы... А все остальное из задуманного ею, надеюсь, будет осуществлено.

    Валерий Гергиев: Мы в Мариинском театре тоже готовимся участвовать в памятных вечерах в честь 90-летия Майи Плисецкой. За два дня до юбилейной даты, 18 ноября, выступим в Москве в Концертном зале им. Чайковского. Исполним то, что готовили еще много месяцев назад вместе с Майей Михайловной для показа на фестивале в швейцарском городке Вербье. Речь о балете "Болеро". Мне кажется, это одна из самых выдающихся работ Мориса Бежара и Плисецкой. Блестящая хореография и незабываемое исполнение. Поставленный более полувека назад, этот балет не только не потерял своей власти над зрителем, но действует, на мой взгляд, с еще большей силой. В Вербье танец Плисецкой на экране и живая музыка в исполнении оркестра Мариинского театра произвели сильное впечатление. Был огромный успех. В ноябре это все увидят москвичи, а потом и петербуржцы.

    Родион Константинович, вы поставили для Майи Михайловны пять балетов, которые она очень любила, танцевала в них вдохновенно. Не думаете написать в память о ней какое-либо симфоническое сочинение?

    Родион Щедрин: Может быть... Пока ничего конкретного сказать об этом не могу. Не пришло время.

    Помимо оперных и балетных сочинений, многих поклонников вашего творчества интересуют ваши вокально-симфонические произведения. Можно ли ожидать концертных программ? Где они прозвучат?

    Родион Щедрин: Такие программы были, и не единожды. Были фестивальные исполнения в Москве, в Петербурге. Что называется, пройдено. Я надеюсь, если господь Бог даст мне еще некоторое время для пребывания на Земле и у меня будет возможность продолжать сотрудничество с маэстро Валерием Гергиевым и его театром, написать что-нибудь совсем новое, оригинальное.

    Кстати

    Многие оперы и балеты Родиона Щедрина - такие как "Конек-Горбунок", "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", "Не только любовь" - созданы по мотивам произведений русской классики. Они неразрывно связаны с творчеством Майи Плисецкой, многие из них композитор дарил балерине к памятным датам, ко дню рождения или к годовщине свадьбы.

    Их и свел вместе "Конек-горбунок". В 1958 г. Большой театр решил поставить балет по сказке Ершова и заказал его Щедрину. Молодой композитор приходил на репетиции в Большой и там впервые увидел у балетного станка Плисецкую, уже завоевавшую к тому времени артистическую известность. После этих репетиций балерина и композитор начали встречаться.

    Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 г.

    Поделиться