Что представляет собой региональный инвестиционный стандарт? Он состоит из 15 лучших инвестиционных практик, которые доказали свою эффективность в регионах с наиболее сильной экономикой.
- Стандарт - это перечень минимальных требований к процессу взаимодействия инвесторов и органов исполнительной власти в регионе, соблюдение которых будет способствовать улучшению регионального инвестиционного климата. Он представляет собой набор услуг, предоставляемых инвесторам и предпринимателям органами исполнительной власти. Единственным механизмом обеспечения эффективной работы органов власти в данном направлении является постоянный мониторинг качества предоставления таких услуг, - говорит генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин.
По данным за шесть месяцев 2015 года, 70 регионов России полностью внедрили требования всех 15 разделов стандарта. Это значит, утвердили инвестиционную стратегию региона, сформировали план создания инвестиционных и инфраструктурных объектов, приняли нормативные акты о защите прав инвесторов и механизме поддержки инвестиционной деятельности, создали специальные организации по привлечению инвестиций, открыли интернет-порталы по инвестиционной деятельности, а также внедрили единый регламент сопровождения инвестпроектов по принципу "одного окна".
В 10 регионах внедрили от 12 до 14 положений стандарта. По данным АСИ, наименьших результатов пока что достигли Чукотский автономный округ, республика Крым и Севастополь. Но работа по реализации проекта ведется и там.
- Основное условие плодотворной работы - готовность органов исполнительной власти к открытому диалогу и обсуждению всех проблем, лежащих в плоскости конкретных субъектов, с экспертами, представителями деловых ассоциаций и бизнес-сообщества. Примерами такого партнерского диалога могут служить Камчатский край, Кемеровская, Московская, Новосибирская и Омская области. Особо стоит также отметить опыт Кабардино-Балкарской Республики в области информационного сопровождения внедрения стандарта. Успешный опыт Тюменской области был внесен в сборник лучших практик, - сообщил Андрей Никитин.
Эффект для субъекта
Наличие инвестиционного стандарта - отнюдь не гарантия резкого притока инвестиций и создания новых рабочих мест. Это прежде всего открытые возможности для инвесторов и конкурентные преимущества субъектов.
Тем не менее, по данным АСИ, определенных результатов удалось достичь. Как минимум в 11 регионах страны показатели инвестиционной активности за первый квартал 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го (когда стандарт еще только-только запускался, да и то не везде) имели положительную динамику по основным пунктам. Это количество рабочих мест по инвестпроектам, объем инвестиций и общее количество проектов. В числе таких регионов - Татарстан, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Вологодская, Калининградская, Курская, Нижегородская области и другие субъекты.
- Пока явный рост объема инвестиций за счет внедрения стандарта неочевиден, так как инвестиционный цикл - это 2-3 года, а стандарт внедрялся совсем недавно. Кроме того, усложняет оценку эффекта то, что многие регионы обладали очень низкой базой, поэтому даже отдельный случайный проект может давать им в отдельные годы очень высокие цифры прироста. Тем не менее очевидно, что целый ряд процедур для инвесторов реально упростился, передовые регионы теперь известны даже иностранцам, а процедуру внедрения инвестиционного стандарта в большинстве регионов активно поддержал местный бизнес, - говорит управляющий партнер компании "Финансовый и организационный консалтинг" Моисей Фурщик.
Капитал видит, где лучше
Сами регионы также говорят, что внедрение стандарта - не обычная формальность, а эффективный инструмент для работы.
Ульяновская область - одна из шести пилотных территорий, где был апробирован стандарт, там он внедрялся еще в 2012 году. Она же принимала участие в составлении перечня из 15 пунктов стандарта.
- Самым главным плюсом проекта я считаю то, что мы сформировали пул местных экспертов из бизнес-сферы, чье мнение чрезвычайно ценно при формировании благоприятного делового климата в Ульяновской области. Они до сих пор помогают нам в вопросах совершенствования региональной деловой среды. Несмотря на то что подавляющее большинство элементов стандарта уже работало в Ульяновской области, он помог нам упорядочить систему административной поддержки инвестора. Мы подробно прописали схему сопровождения проектов, утвердив соответствующий регламент, сформировали программу улучшения инвестиционного климата до 2017 года, разработали и разместили в открытом доступе в Интернете интерактивную инвестиционную карту Ульяновской области, - рассказал "РГ" первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Смекалин.
В этом году в регионе запланирована реализация инвестпроектов на общую сумму свыше 80 миллиардов рублей. Объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в Ульяновскую область в первом квартале 2015 года, почти в десять раз превысил показатели аналогичного периода прошлого года и составил 149 миллионов долларов США.
В 2013 году стандарт был полностью внедрен в Ханты-Мансийском автономной округе - Югре. Как сообщили "РГ" в департаменте экономического развития ХМАО - Югры, по результатам прошлого года регион занял третье место в стране по объему инвестиций на душу населения. В совокупности темпы физического объема инвестиций в основной капитал составили 126 процентов за последние четыре года, при этом в ценах соответствующих лет прирост составил 247,9 миллиарда рублей. Количество приоритетных инвестиционных проектов выросло с 74 в 2013 году до 94 в 2015-м. В этом году Югра заняла седьмое место в группе регионов с комфортными условиями для бизнеса национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.
К примеру, Нижегородская область внедрила все 15 положений инвестиционного стандарта еще в 2013 году.
- В 2016-м планируется разработка нового инвестиционного портала, который будет наглядно отражать возможности региона, а также будет более удобен для потенциальных инвесторов и партнеров. Некоторые положения стандарта ранее не имели аналогов в регионе и внедрялись "с нуля", - рассказала "РГ" министр инвестиций, земельных и имущественных отношений региона Наталия Казачкова. - Так, в Нижегородской области сформирован ежегодно обновляемый план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры, создана интерактивная инвестиционная карта региона.
По данным Нижегородстата, инвестиции в средний и крупный бизнес в регионе в первом полугодии 2015 года на 64,2 процента превысили показатели аналогичного периода прошлого и составили 524,4 миллиарда рублей.
Перешли к диалогу
Представители бизнеса подтверждают, что в последние пару лет работа с региональными властями упростилась.
- После внедрения стандарта власть стала нас реально спрашивать: "Что надо сделать для притока инвестиций?". Если раньше был какой-то чиновничий междусобойчик, то теперь нас приглашают к обсуждению, создали совет по инвестиционной деятельности. Власти разных регионов стали присматриваться и подглядывать друг за другом: как работать с инвесторами. Инструмент бенчмаркинг (процесс оценки и сопоставления, изучение передового опыта других предприятий. - Прим. "РГ") пришел из бизнеса и в государственное управление. Так как мы активно работаем в четырех регионах, то, видим, как удачные решения одного субъекта РФ в скором времени копируются и в другом, - рассказал "РГ" директор проектов государственно-частного партнерства "КОМОС Групп" Евгений Родичкин.
- Мы видим, что власть заинтересована в работе с бизнесом. Помощь оказывается всесторонняя. Есть инструменты экономической поддержки, развита информационная. На наши обращения реакция оперативная и конструктивная, - говорит финансовый директор компании "Комбинат строительных материалов" Олег Яковлев.
Существенный момент: региональный инвестиционный стандарт - уникальный по мировым меркам продукт, прямые аналоги найти сложно.
- В развитых странах сходный процесс шел в течение многих лет, поэтому обычно не принимался какой-то специальный стандарт, а улучшения происходили эволюционным путем. В российском случае было использовано многое из этого передового опыта, но предпринята попытка его ускоренного внедрения с применением административных механизмов. В основном такой подход был оправдан в нашей ситуации. А эффект от этого станет очевиден через пару лет, - уверен Моисей Фурщик.
Отдельный блок работы по улучшению инвестиционного климата посвящен изучению передового международного опыта.
- Большое число стран работает в направлении упрощения процедур, создания благоприятных условий для ведения бизнеса. У всех на слуху сингапурское чудо - работа Performance Management&Delivery Unit (PEMANDU) в Малайзии, которое обеспечивает реализацию программы экономической трансформации этой страны. Какие-то элементы международных практик можно заимствовать, и мы внимательно следим за тем, какие шаги различные страны предпринимают в области дерегулирования, устранения избыточных административных барьеров, - говорит Андрей Никитин.