К круглой дате фестиваля организаторы пригласили коллективы, удостоенные Гран-при в прошлые годы, плюс - новые участники. Традиционное жюри на этой "Белой веже" не работало - не выбирать же лучших из лучших. Однако каждый коллектив, прибывший на фестиваль, мог услышать оценку профессиональных критиков.
Открыла "Белую вежу" Viva commedia! - работа постановочной группы из Италии в исполнении Национального академического драматического театра имени М. Горького из Минска.
Овациями брестчане встретили Рижский русский театр имени М. Чехова, который привез спектакль "Фро" по рассказу Андрея Платонова. Спектакль был поставлен в Брестском театре кукол пару месяцев назад. Тогда режиссер - приглашенный из Санкт-Петербурга Руслан Кудашов - признался, что этот же спектакль поставил на сцене Рижского русского театра. Но сейчас, на фестивале, зрители увидели другую постановку, отличную от брестской.
Знаком брестчанам и моноспектакль "Кыся" ("Свой театр" Всеволода Чубенко, Вологда, Россия). Постановку о жизни смелого и наблюдательного кота Всеволод Чубенко уже привозил на фестиваль, но "Кыся" настолько полюбилась зрителям, что и на сей раз свободных мест в зале не осталось.
Спектакль хозяев фестиваля - Брестского академического театра драмы - "Дзяды" по поэме Адама Мицкевича, поставленный польским режиссером Павлом Пассини, стал предметом жарких споров. Произведение многослойное, постановка - интерактивная. Зрители - на сцене. Само сценическое действо - обрядовая драма - происходит на круге, на который положена жирная земля, прикрытая бумагой. На мой взгляд, нагнетание мистики, обращение к духам предков - дедам - и к нам, зрителям, было несколько затянутым по времени. Но актеры выложились на все сто.
Не меньше споров вызвала постановка москвичей - спектакль "Ветер" кинокомпании "Союз Маринс групп" театра "Центр драматургии и режиссуры". Артисты показали, что на водосточных трубах тоже можно играть ноктюрны. Мелодии можно извлекать из спичек, бокалов с жидкостью, бильярдных киев... Их оживляет ветер. "Ветер" - это буддистская притча, рассказанная без слов, только звуками. Режиссер Георгий Бердзенишвили разделил действие на 11 новелл: мечта, шутка, игра, одиночество, любовь...
И - классика. Национальный академический театр имени Янки Купалы привез "Павлинку". Постановка идет на сцене театра более 70 лет и не теряет популярности. По мнению нынешних зрителей и критиков, это была блистательная "Павлинка", лучшее произведение белорусской драматургии. И это не завышенная оценка. Известный белорусский режиссер Николай Пинигин несколько лет назад дал "Павлинке" современное звучание. Спектакль получился живым, ярким, с самобытными персонажами, музыкально насыщенным.