Новости

01.10.2015 15:30
Рубрика: Культура

Какие выставки посетить в Москве в октябре

Лучший Серов

К 150-летию со дня рождения известного художника Валентина Серова 7 октября Третьяковская галерея откроет выставку его работ, одну из самых масштабных за последнее время. Ретроспектива лучших живописных и графических произведений займет три этажа галереи. И это впервые в истории Третьяковки. Стоит напомнить, что Серов долгое время был членом Попечительского Совета Третьяковской галереи и сыграл большую роль в формировании ее коллекции. Так что в галерее отношение к нему более чем трепетное.

Для большинства Валентин Серов, в первую очередь, портретист. Но Третьяковка покажет и другие грани таланта мастера - пейзажи, монументальное искусство, графику. Так что кроме хрестоматийных "Девочки с персиками", "Похищения Европы", посетителей на выставке ждет несколько сюрпризов. Впервые в полном объеме покажут театральные работы живописца. Вместе с отцом художник работал над постановкой оперы "Юдифь". Отец Валентина Серова, Александр Николаевич, был не менее выдающейся личностью - известным композитором и музыкальным критиком. Также представят грандиозный занавес кисти Серова для балета на музыку Н.А.Римского-Корсакова "Шехерезада", созданный по заказу Сергея Дягилева для "Русских сезонов". Выставку составят произведения из 18 российских и 5 зарубежных музеев, а также частных коллекций. Длинные очереди в Третьяковку гарантированы. Запасайтесь терпением.

Наши люди в Magnum Photos

Полную ретроспективу творчества признанного мастера репортажной фотографии, одного из участников всемирно известного фотоагентства Magnum Эллиотта Эрвитта можно будет увидеть в ЦДХ с 9 октября. Эллиотт родился в Париже в 1928 году в семье русских эмигрантов Бориса и Евгении. Но об этом он рассказывал не часто, а в беседе с Вэлом Юховски в интервью журналу Interview Russia и вовсе признался: "Мои русские корни не так сильны, как хотелось бы". Впервые в СССР он попал в 1957 году, полулегально. Но это не помешало сделать ему серию удивительных снимков - знаменитая сцена спора Никсона и Хрущева или первые фото советских межконтинентальных ракет. Азы фотографии он познавал в США. Родители Эрвитта развелись, и он стал зарабатывать на жизнь фотографией. Его визитная карточка - уличная фотография, герои которой - простые горожане, представители своей эпохи. Непринужденность, естественность и, конечно, ирония, умение видеть великое в малом и незаметном - главные характеристики его съемки, которая много лет привлекают зрителей разных поколений и разных стран. В Москве покажут 136 подлинных фотографий, сделанных в разных точках планеты и охватывающих период с 1946 по 2001 годы. Эрвитт снимает более 50 лет, сейчас ему 87, и он до сих пор периодически прогуливается по улицам Парижа и Нью-Йорка с фотокамерой.

Какой была Москва сто лет назад

Этот проект организован в рамках фестиваля "Музей и город", приуроченного ко Дню города. Васильевская площадь, часовни Великого Совета Откровения и Великого Совета Ангела, Большой Москворецкий мост, памятник Александру Второму в Кремле, Никольский мост - мало что из этих достопримечательностей кажется очень знакомым. Многое из того, что запечатлел на своих снимках фотограф-любитель Сергей Челноков, бесследно исчезло со столичных карт и даже из памяти старожилов, что-то поменяло свое название. В любом случае, чтобы посмотреть, какой была Москва более ста лет назад, нужно отправляться на выставку в Музей Москвы, где 2 октября откроется экспозиция "Сергей Челноков. Открытие коллекции. Часть 2". Сергей Челноков родился в семье потомственных московских купцов, уважаемого в столице семейства, избирался депутатом московской Думы, после революции он эмигрировал из России и его ценнейший фотоархив долгое время был недоступен. Установка трамвайных путей на Кузнецком мосту (1908 год), открытие памятника Гоголю (1909 год), пожар в Малом театре (1914 год), Крещенские гуляния, ранняя весна на Воробьевых горах, ледоход на Москве-реке - это и многое другое запечатлела камера Челнокова. Первую часть работ показали в начале сентября, на очереди - вторая, еще более 200 снимков. Смотреть на них и сравнивать их с современной Москвой можно бесконечно.

Вдохновленные Древней Грецией

Российский антикварный салон, главное событие в художественной, общественной и светской жизни столицы, откроется в ЦДХ 17 октября. Конечно, прикупить некоторые вещи, представленные на салоне, не каждому под силу. Тот же Айвазовский стоит не один миллион рублей. Но посмотреть, полюбоваться никто не запрещает. Тем более что в центральной части второго этажа салона каждый год представлены более чем достойные участники - галереи, многие из которых известны на весь мир. Кроме того, стоит обратить внимание на некоммерческие проекты салона, которые каждый год разные. В этом году специальный проект будет посвящен античным образам в старинных часах XVII-XIX веков. Все, что здесь будет представлено, не для продажи, а только для осмотра и изучения. Посетители увидят часы французских мастеров XVIII-XIX вв. Более двух тысячелетий человечество обращается к античному искусству, как неиссякаемому живительному источнику вдохновения. И часовые мастера не исключение. На экспозиции будет представлено около 50 каминных часов с фигурами и дизайном, вдохновленными античностью. Среди них часы, выполненные по моделям прославленных французских бронзовщиков Клода Галля, Пьера-Филиппа Томира, Антуана Раврио. На циферблатах большинства часов стоят подписи известных парижских часовщиков, например М.-Ф. Пиолена, П.Ж. Репона, Булю - ученика Ж.-А. Лепена и др.

Как снимали "Белое солнце пустыни"

В марте этого года исполнилось 45 лет со дня выхода на большие экраны всеми любимого киношедевра "Белое солнце пустыни". К этой дате Музей Востока приурочил необычную выставку, посвященную этому фильму "Таможня дает добро. Киноистории в деталях", которая откроется 27 октября. Несмотря на популярность картины, судьба у нее была непростой. Во второй половине 1960-х на волне успеха дилогии о "Неуловимых мстителях" (1966) советское кинематографическое руководство из вполне конъюнктурных соображений решило обратиться к жанру "истерна". Сценарий должны были писать Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Но первоначальный вариант под рабочим названием "Басмачи" чиновников не устроил, и Кончаловскому дали новых соавторов: Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Сценаристы начали собирать новый материал. От ветерана Гражданской войны Валентин Ежов услышал историю о том, как басмач бросил в пустыне во время бегства свой гарем. Эта история и стала сюжетообразующей для нового сценария. В какой-то момент Кончаловский из проекта ушел. Но фильм все-таки состоялся. Режиссера для фильма тоже искали долго. Рассматривали даже Андрея Тарковского. Но в итоге в режиссерское кресло сел Владимир Мотыль. Картину одобрил сам Леонид Ильич. В канун ноябрьских праздников к нему на дачу привезли новинку - "Белое солнце пустыни". Генсек был в восторге.

На выставке будет воссоздан "кинопавильон" - в таком более 45 лет назад снимали картину. Покажут киноаппаратуру, которой пользовались в 1960-е. Также представят многочисленные архивные материалы, фотографии, афиши, и расскажут, как работала таможня в начале XX века. Плюс к этому на выставке можно будет увидеть десятки работ художников из Средней Азии. Проект подготовлен совместными усилиями Киноконцерна "Мосфильм", Государственного центрального музея кино, Центрального музея Федеральной таможенной службы России, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Дома-музея композитора Исаака Шварца и другими.

Культура Арт Музеи и памятники Культура Арт Актуальное искусство Культура Арт Фотография Филиалы РГ Столица ЦФО Москва