Минобрнауки решает задачи сокращения количества высших учебных заведений и их оптимизации. Главы регионов удовлетворяют свои амбиции, получая на вверенных им территориях университеты не федеральные, конечно, но тем не менее опорные. Замысел минобрнауки блестящий. Однако по мере его реализации возникает вопрос о судьбе отраслевых вузов, находящихся в двойном подчинении: у своих ведомств по принадлежности и у минобрнауки, проводящем мониторинг и аккредитацию этих вузов.
За счет вхождения отраслевых вузов (сельскохозяйственных, транспортных, медицинских и др.) в объединенные университетские комплексы регионов и образуются опорные университеты, работающие на удовлетворение потребностей конкретных территорий. Но в рамках региональных опорных университетов теряется привычная отраслевая принадлежность входящих в них вузов, что болезненно воспринимается руководителями соответствующих ведомств, тем более когда раздаются голоса о передаче всех отраслевых вузов в полное подчинение Минобрнауки России.
Этой крайности можно и нужно избежать. Отраслевые вузы необходимо сохранить. Но не в том количестве, как сейчас, а выделить небольшое число университетов в качестве образцовых центров научной и учебно-методической работы, обеспечивающей высокий уровень развития той или иной отрасли в целом. Это могут быть, скажем, ТОП-15 университетов Минсельхоза, Минздрава, Минтранса России и т.д. Небольшие же отраслевые вузы, разбросанные по субъектам Федерации, могут войти в состав опорных региональных университетов.
При этом высвобождаемые на их содержание финансовые ресурсы минсельхоза, минздрава, минтранса можно сконцентрировать в опорных отраслевых университетах на проведение фундаментальных и прикладных исследований, ведущихся в этих отраслях, а также на подготовку для них кадров мирового уровня. В этом случае опорные отраслевые университеты возьмут на себя функции, ранее выполняемые ВАСХНИЛ, РАМН и другими отраслевыми академиями. И будут выполнять эту работу более эффективно, ибо объединят науку с практическим внедрением ее результатов и опережающей подготовкой кадров нового поколения. В этом качестве опорные отраслевые университеты станут своеобразными флагманами, которые окажут научную и учебно-методическую поддержку региональным опорным университетам, вобравшим в себя отраслевые составляющие.