05.10.2015 18:00
    Поделиться

    Минские соглашения избавили от "срока годности"

    Парижская встреча "нормандской четверки" на высшем уровне стала первой, которая, если верить мировым СМИ, была посвящена не столько решению "профильной" украинской проблемы, сколько ситуации на Ближнем востоке. Однако именно в Париже состоялись официальные похороны альтернативного "мирного плана" президента Украины Порошенко, а Минские соглашения лишились не только конечной даты, на которую официальный Киев возлагал большие надежды, но и избавились от любых недобросовестных трактовок украинской стороны. И, видимо, не случайно Петру Порошенко понадобилось почти двое суток, чтобы сформулировать для "внутреннего потребителя" суверенную версию произошедшего в Париже, а США, никогда не упускавшие возможности прокомментировать реализацию "Минска-2", в этот раз многозначительно промолчали.

    О своем "мирном плане" Порошенко вспоминал всякий раз, когда речь заходила о ходе выполнения Минских соглашений. Состоит он в следующем: армии республик Донбасса должны разоружиться, украинская армия получает полный контроль над территорией "отдельных районов Донецкой и Луганской областей", а погранслужба над украино-российской границей. И только после этого там пройдут выборы в соответствии с украинским законодательством, и, если Верховная Рада того пожелает, населению будут дарованы некие "особенности местного самоуправления". Порошенко не просто ставил телегу впереди лошади (получение Украиной контроля над границей - п.9 Комплекса мер по выполнению соглашений - последний в очереди на реализацию), но и извращал дух и букву "Минска-2". Однако эта позиция почти девять месяцев позволяла Киеву игнорировать свои обязательства, в надежде, что после 31 декабря 2015 года на повестке возникнет вопрос о новых соглашениях, возможно, с лучшими для украинской власти условиями.

    В минувшую пятницу в Париже политическая и словесная эквилибристика Порошенко утратила "срок годности", а ему самому фактически вменен план дальнейших действий. Точки над украинской буквой "i" расставил хозяин саммита Франсуа Олланд. Сказано было буквально следующее: выборы на Донбассе должны пройти спустя 80 дней после принятия Украиной "соответствующего закона", и значит, само событие произойдет в 2016 году; всем участникам выборов Украина обязана обеспечить неприкосновенность; постоянный закон об особом статусе Донбасса вводится в действие сразу после выборов, и частично в ходе их подготовки. Ничего определенного не было сказано о доступе Украины к своим границам и прочих составляющих "мирного плана" украинского президента.

    Есть смысл разъяснить озвученные в Париже тезисы. Выборы по "украинскому законодательству" сегодня невозможны уже хотя бы потому, что сами "отдельные территории Донецкой и Луганской областей" украинский парламент признал оккупированным. И значит, теперь Верховной Раде нужно отыгрывать ситуацию назад, и принимать "соответствующий закон", о котором сказал Олланд. Говоря дипломатической и юридической латынью, это должен быть закон ad hoc - для данного случая. К тому же он уже фактически готов - свою версию "украинского законодательства" для Донбасса представители Донбасса в Трехсторонней контактной группе предложили Киеву еще в мае, но там сделали вид, что не заметили этого.

    Далее Меркель и Олланд обязали Верховную Раду предоставить Донбассу "особый статус", как это и записано в п.11 Комплекса мер. Это значит, что принятый Радой еще в прошлом году, но так и не введенный в действие временный закон "Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", должен стать постоянным, и получить особое упоминание в украинской конституции. Заметим, что этот закон, ставший итогом "Минска-1", содержит все составляющие особого статуса и широкой автономии - от собственной народной милиции (фактически - армии), судебной системы и прокуратуры, до особых отношений с Россией и Таможенным союзом. К слову, пограничники и таможенники, исходя из этого закона, у "отдельных районов" тоже будут свои, назначенные по уведомлению и согласованию с Киевом. И значит, доступ Украины к границе на практике сведется к тому, что вчерашние ополченцы попросту наденут украинскую форму, но даже документооборот у них, вполне вероятно, будет на русском языке - это также следует из текста закона и нормы о языковом самоопределении. И потому, вспоминая о границе, Порошенко всякий раз упускает эту тонкость и избегает вдаваться в детали.

    Наконец, в который раз Киев обязали объявить амнистию ополченцам и активизировать восстановление финансовых, экономических, гуманитарных и прочих связей с регионом. На практике это означает снятие Киевом транспортной блокады, возобновление выплат пенсий на территории республик, и многое другое, что украинская сторона упрямо отказывается делать, и что, вероятно Ангела Меркель имела в виду, говоря, что ни один из пунктов Минских соглашений до конца не выполнен. Фактически, с необходимыми дипломатическими оговорками, Меркель и Олланд встали на сторону представителей Донбасса, говорящих то же самое, в противовес Петру Порошенко, на голубом глазу утверждающему, что Украина все свои обязательства уже исполнила от и до.

    От Донецкой и Луганской народных республик требуется только перенести назначенные на 18 октября и 1 ноября выборы глав крупнейших городов. Компенсацией станет признание голосования 2016 года со стороны ОБСЕ и Европы, что соответственно повысит и международный статус Донбасса. Тем паче выборы местных советов в ДНР и ЛНР заранее были назначены на 21 февраля 2016 года, будто в ожидании парижской встречи в верхах.

    И теперь перед Петром Порошенко стоит сложнейшая задача: исполнить ультимативные пожелания Парижа и Берлина, проведя их через Верховную Раду. И если до сегодняшнего дня ему удавалось навязывать собственную трактовку "Минска-2" патриотической общественности, то теперь, спустя месяцы, многие депутаты из числа "ястребов" наконец прочли исходный документ. И потому уже четвертый день в украинских СМИ и социальных сетях стоит плач и зубовный скрежет, сводящийся в общих местах к простой мысли: лучше полный отказ от Донбасса, чем исполнение Минских соглашений. Свое категорическое неприятие итогов саммита, вкупе с обвинениями Парижа и Берлина в предательстве засвидетельствовали уже с десяток влиятельных и популярных депутатов, не говоря о внепарламентских националистах. Но здесь патриоты вместе с президентом Украины попадают в ловушку - примат "территориальной целостности", за которые положены десятки тысяч человеческих жизней, не позволяет просто так отказаться от Донбасса, но и "Минск-2" - тоже требует выполнения. Но соблюсти взятые на себя обязательства не позволяет "свидомая" гордость и внутренняя политическая ситуация.

    Впрочем, это уже проблемы Порошенко и украинской элиты, пришедших к власти в результате государственного переворота. И эти проблемы, судя по сказанному после саммита, уже не волнуют Париж и Берлин. Но самое страшное для "президента мира" и его присных - вникать в их сложную ситуацию все меньше желания и у Вашингтона.

    Поделиться