Принцип работы таков. По всему городу установлены компьютеризированные стоянки велосипедов. Изначально их было 700, сейчас - уже 1230. Это значит, что при пятиминутной неспешной прогулке в любом квартале минимум раз-другой пройдешь мимо такого "велораспределителя".
Воспользоваться велосипедом может любой парижанин или приезжий старше 14 лет, обладающий кредитной карточкой. Для этого надо в первую очередь зарегистрироваться в системе или непосредственно на станции проката, или же на сайте "Велиба". Причем абонементная плата весьма щадящая: на день - 1,70 евро, на неделю - 8 евро и на год - 29 евро. В первом и втором случаях пользователь получает билет с кодом, который впоследствии надо будет вводить в автоматах на стойках, чтобы взять велосипед. При годовом абонементе ему присылают специальную бесконтактную карту с электронным чипом. Первые полчаса предоставляются бесплатно, следующие 30 минут стоят 1 евро, третьи - 2 евро, а последующие уже по 4 евро. Таким образом, к примеру, два часа беспрерывного проката обойдутся в 7 евро. Правда, всегда есть возможность, если не лениться, менять велосипеды каждые полчаса, перемещаясь от станции к станции.
В этом варианте поездка по Парижу вообще оказывается сверхэкономной. Правда, как показывает опыт, таких "попрыгунчиков" - не более 10 процентов. Ну, а если кто-либо из клиентов решил "приватизировать" муниципальную двухколесную машину? И это предусмотрено. Гарантия сохранности городской собственности - залог в 150 евро с банковской карточки. Эта сумма блокируется на время, пока велосипед взят на прокат. Большой плюс сети "Велиба" заключается в том, что она функционирует круглосуточно, а это значит, что, к примеру, загуляв с приятелями допоздна, можно не думать о том, чтобы успеть на метро. Кстати, о велосипедах. Они произведены в Венгрии с таким расчетом, что на них будут кататься люди самой разной комплекции и с разной манерой вождения. "Велиб" сейчас по праву считается самым удачным муниципальным проектом за последние несколько десятилетий. Серые солидные железные кони стали такой же неотъемлемой достопримечательностью Парижа, как Эйфелева башня. И это не преувеличение: постоянными клиентами "Велиба" являются 224 тысячи горожан, не считая гостей столицы.
Важный вопрос - велосипедные дорожки. Сейчас их протяженность в Париже уже равна 370 километрам. Многие из них двусторонние. На больших магистралях велосипедистам разрешено пользоваться коридорами, предназначенными для городского транспорта. Отношение полиции к велосипедистам вполне благожелательное, однако, если заметят, что те совмещают езду с разговором по мобильному телефону, то беспощадно штрафуют так же, как автомобилистов или мотоциклистов, на 135 евро.