06.10.2015 00:40
    Поделиться

    За 5 лет число желающих продолжить семейное дело сократилось на 30%

    Семейный бизнес теряет наследников
    За последние пять лет число молодых людей в мире, желающих продолжить семейное дело, сократилось на 30%. Таковы выводы исследования "Проторенная дорога или свой путь?", проведенного EY совместно с Центром семейного бизнеса при Университете Санкт-Галлена.

    "Старшему поколению сегодня непросто уговорить молодых людей связать свое будущее с семейным делом, - комментирует Петер Энглиш, руководитель Международного центра EY по развитию семейного бизнеса. - С одной стороны, перед молодежью открылись самые разнообразные возможности трудоустройства в стремительно меняющихся экономических реалиях, а с другой - многие хотят вначале попробовать свои силы самостоятельно. Это вполне здравый подход. Перед семейными предприятиями стоит одна и та же задача: как использовать амбиции молодого поколения, стремящегося вырваться на свободу, во благо семейного дела в долгосрочной перспективе. Число желающих перенять семейную эстафету сокращается, но зато те, кому это все еще интересно, скорее всего, будут лучше мотивированы и подготовлены".

    Наибольшее число молодых людей, планирующих продолжить семейное дело через пять лет после окончания учебы, было отмечено в Мексике (11,5%), Бельгии (8,9%) и Словении (8,5%), а самое незначительное - в США (1,2%), Израиле (2,4%) и Дании (2,5%). Намерения молодых наследников зависят от размера бизнеса: предприятие со штатом более 100 постоянных сотрудников готовы возглавить 16,3% представителей следующего поколения, а небольшой бизнес со штатом от двух до пяти человек - лишь 5,2%. Кроме того, как отмечено в исследовании, готовность возглавить семейный бизнес снижается по мере экономического роста страны, однако возрастает снова при достижении ВВП определенной отметки.

    Интересно, что в России желание молодого поколения управлять семейным бизнесом сразу после окончания учебы больше, чем в среднем по всем странам (7,6% против 3,5%). Антон Ионов, партнер EY, руководитель группы услуг для частных клиентов в СНГ, связывает это с тем, что в России может быть меньше альтернатив для приложения сил молодого поколения, чем в странах с более развитой экономикой (Израиль, Англия, Сингапур, Япония (в среднем по этим странам - 1,27%).

    Однако в России такого семейного бизнеса, какой поколениями взращивался в западных странах, просто нет. Создать его пока не успели. А тот что есть, занимает мизерную долю в экономике. "Сейчас под семейным бизнесом в России понимаются преимущественно фирмы, в которых в состав руководства входят члены одной семьи. Так, по оценкам нашего института на основе данных СПАРК, к семейным предприятиям относятся лишь 2,3% предприятий России, - говорит Анна Никитченко, руководитель проектов Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). - Доля совокупной выручки семейных предприятий в 2014 г. среди малых предприятий составила 2,1%, среди средних - 2,7%, среди крупных - 3,1%. По результатам 2014 г. наибольший оборот среди малых семейных предприятий продемонстрировала отрасль сельского хозяйства (19,8%), среди средних и крупных предприятий - оптовая торговля (20,9% и 21,4% соответственно)".

    Кроме того, по словам Анны Никитченко, по степени развития семейного предпринимательства Россия отстает от развитых стран ввиду недостаточно развитых институтов поддержки и традиций семейного предпринимательства. "В России отсутствует юридически закрепленное понятие семейного предпринимательства. Проблемы именно семейного предпринимательства недостаточно освещаются в СМИ, - отмечает она. - Недавно созданная Ассоциация семейного бизнеса России пока не выполняет в должной мере функции популяризации семейного бизнеса, обмена опытом между предприятиями".

    В России такого семейного бизнеса, какой поколениями взращивался в западных странах, просто нет. Создать его пока не успели. А тот, что есть, занимает мизерную долю в экономике

    А вот, по мнению председателя правления этой Ассоциации Игоря Сагенбаева, о семейном бизнесе в общепринятом понимании - таком, как, например, в Европе и США, в нашей стране говорить преждевременно. "Семейные компании я бы разделил на две группы: небольшие семейные компании, в которых работают в основном члены семьи и ближайшие родственники, и компании, которые наследуются из поколения в поколение. В этом случае "семье" принадлежит только контроль над компанией за счет семейного пакета акций. Здесь часто используют термин "родовой бизнес", - говорит он. - Членами нашей ассоциации являются компании, принадлежащие к первой группе, т.к. класса компаний, где бизнес передается из поколения в поколение, сегодня попросту не существует. Сейчас как раз и наступает момент, когда начнется первая волна передела собственности, связанная с наследованием бизнеса".

    Поделиться