06.10.2015 00:41
    Поделиться

    На Дальнем Востоке создадут судостроительный кластер

    Создание на базе дальневосточной верфи "Звезда" нового судостроительного кластера позволит нефтегазовой отрасли выполнять практически весь спектр работ по разведке и добыче углеводородов на шельфе, используя буровые, специализированный флот и другую морскую технику преимущественно отечественного производства. Открывая заседание Морской коллегии, ее председатель, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что сегодня надо говорить не только и не столько о строительстве самого завода, сколько о формировании консолидированного заказа на создание морской техники, который предполагается размещать на заводе "Звезда".

    По словам экс-замглавы минпромторга Андрея Дутова, объем инвестиций в проект составит 145,5 млрд руб., включая уже вложенные 20 млрд руб. Финансирование распределится следующим образом: 60 млрд руб. внесет компания "Роснефтегаз", 3 млрд - компенсация процентных ставок, которая предусмотрена госпрограммой развития судостроения и техники для освоения шельфовых проектов до 2030 года, остальная сумма - средства акционеров консорциума "Современные технологии судостроения", созданного Газпромбанком и "Роснефтью". Бизнес-план, финансовая модель и сетевой график первого этапа строительства комплекса, рассчитанный до начала 2018 года, определяют предварительную стоимость строительства в 77 млрд руб. К намеченному сроку должны быть построены горизонтальный открытый стапель, блок корпусных производств и окрасочные камеры, цеха насыщения, достроечная набережная и передаточный док. Второй этап придется на 2018-2022 гг., его предварительная стоимость -42 млрд руб. Он включает постройку сухого дока, цехов насыщения, расширение блока корпусных производств до уровня металлообработки 90 тыс. т в год. Третий этап рассчитан до 2024 года, стоимость его реализации - 26,5 млрд руб.

    По итогам этой работы на "Звезде" станет возможна постройка крупнотоннажных судов и шельфовой техники всех существующих и перспективных типов, в том числе судов и морской техники длиной до 300 метров, шириной до 50 метров, высотой борта до 26 метров.

    - На мощностях судостроительного комплекса "Звезда", по предварительным данным, начиная с 2016 года планируется построить 59 судов и различной морской техники на общую сумму порядка 2,5 триллиона рублей, - подчеркнул Дутов. - Основным заказчиком планирует выступить "Роснефть", которая намерена разместить на "Звезде" заказы на строительство 41 судна и 12 платформ.

    Перспективы создаваемого на Дальнем Востоке судостроительного кластера хорошие. Только "Газпрому" для реализации своих шельфовых программ необходимы 63 судна и объекта морской техники на 1,5 трлн руб., "Роснефти" - 90 судов и другой морской техники на 2,5 трлн, "НОВАТЭКу" нужно 59 единиц, "ЛУКОЙЛу" - 46 единиц на 200 млрд. Другие компании нефтегазового сектора формируют 15 заказов на 40 млрд руб. Чтобы эти деньги достались именно российским судостроителям, минпромторг готовит ряд соответствующих мер.

    - Ведется проработка проекта постановления правительства, устанавливающего запрет на заказ судов иностранной постройки при возможности их строительства в России. Данная мера позволит сконцентрировать заказы на "Звезде" и увеличить окупаемость проекта, - пояснил суть этих мер Андрей Дутов.

    О необходимости обеспечения приоритета отечественных корабелов в реализации программ развития флота говорил и заместитель министра по развитию Дальнего Востока России Кирилл Степанов.

    - Формируемый прогнозный спрос на суда, планируемые к производству на строящемся судостроительном комплексе "Звезда", заставляет нас задуматься о локализации комплектующих для судостроения. Сегодня 60% материалов и оборудования, по самым скромным оценкам, приходится импортировать. Как следствие - в частности, цена постройки двух запланированных в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" грузопассажирских судов, которые должны будут курсировать между Сахалином и Хабаровским краем, возросла за последний год в 2 раза. Мы хотим застраховаться от такой ситуации за счет локализации производства комплектующих на территории Приморского края в непосредственной близости от "Звезды". В результате создания свободного порта Владивосток потенциальные производители получат широкий комплекс льгот по налогам и страховым взносам, ускоренные процедуры начала реализации инвестпроектов, дополнительный контроль за административными барьерами.

    Поделиться