Подоплека беды банальна: кончаются запасы прочности оборудования, добросовестности, дисциплины и квалификации персонала. А тут еще и профессиональное сообщество специалистов, занимающихся профилактикой аварий, само вдруг оказалось на грани аварийного срыва с непредсказуемыми последствиями. Дело в том, что в конце августа вступили в силу поправки к приказу Ростехнадзора N 538 от 14.11.2013, которые, по мнению участников рынка, создадут трудности для осуществления экспертной деятельности. Изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, помимо прочего, ужесточают правила лицензирования экспертных услуг, а это значит, что в ближайшее время всем экспертам потребуется пройти аттестацию по новым требованиям.
Чтобы понять серьезность ситуации, нелишне напомнить, что основные производственные фонды нашей промышленности - оборудование, строительные конструкции зданий и сооружений - в массе своей создавались еще в советские времена и выработали нормативные сроки эксплуатации. Большинство предприятий вынуждено продлевать срок службы через экспертизу промышленной безопасности, так как только профессиональный эксперт способен оценить объект на "годность к строевой".
Сегодня на отечественном рынке промышленной экспертизы действуют более 3000 организаций, где занято порядка 8500 экспертов. По сути, это малые предприятия, костяк которых составляют бывшие сотрудники канувших в Лету отраслевых НИИ. Ежегодно они проводят более 350 тыс. экспертиз, большинство из которых приходится на инженерные устройства на опасных производственных объектах и включают в себя проведение сложной технической диагностики. По разным оценкам, годовой финансовый объем рынка промышленной экспертизы составляет от 35 до 54 миллиардов рублей. Безусловно, рынок экспертных услуг в области промышленной безопасности не без изъянов, и в том, что он требует совершенствования в соответствии с требованиями времени, нет сомнений. Но в целом, считают аналитики, он смог за четверть века своего существования обеспечить нашу промышленность нужными ей экспертными услугами. Формальные же изменения, без учета накопленного опыта, поставят перед участниками рынка и, соответственно, потребителями их услуг препятствия непреодолимой сложности.
Допуск на рынок промышленной экспертизы регулирует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор. До недавнего времени делала она это через лицензирование экспертной деятельности. А теперь хочет ввести еще и аттестацию экспертов, выдвигая при этом, как считают аналитики, весьма специфические требования, что делает фактически невозможной своевременное оформление лицензии. Например, аттестуемый должен подать сведения о размещении в научной периодике авторских публикаций по промышленной безопасности. У кого их больше, наверное, тому выше категория. Интересно, хватит ли всех научных журналов мира для наших экспертов, даже если они напишут на языке издания? Не говоря уже о несовместимости академической работы по написанию статей с деятельностью эксперта в области промышленной безопасности.
К тому же Ростехнадзор хочет, чтобы со вступлением в силу этой и других новаций, теряли силу ранее выданные квалификационные удостоверения. Без какого-либо переходного периода. То есть сегодня эксперт компетентен (что отражено в его квалификации на основе подтвержденных знаний и опыта), а завтра вмиг перестает им быть. Просто потому, что чиновники поменяли правила игры. При этом аттестуемый должен ответить на 200 вопросов за 1 час (!), а сама аттестация проводится силами одной-единственной централизованной комиссии. Писать трактаты и ездить в Москву на перепроверку - когда же эксперту самому проверять производственные объекты?
Одновременно Ростехнадзор переформулировал описание деятельности экспертных организаций в тексте типовой лицензии для них. Сути прежней формулировки это не меняет, зато теперь буква закона требует переоформления ранее выданных бессрочных (!) лицензий. И вновь со всей страны потянутся в Москву вчерашние лицензиаты.
Порядок на рынке наводить надо. Но надуманность некоторых барьеров и непрозрачность их преодоления уже приводят к негативным последствиям, немыслимым прежде в экспертной отрасли. Появились теневые структуры, шантажирующие добросовестные экспертные организации невозможностью признать их соответствие новым требованиям. Альтернатива - послушание под "крышей" шантажистов либо продажа им за бесценок своего бизнеса.
Еще одна негативная тенденция - "чистка рядов" сопровождается протежированием избранных экспертных организаций, завуалированным навязыванием их промышленникам. Экспертиза - лишь часть общего режима контроля предприятий на соответствие требованиям промышленной безопасности. Но, в отличие от обязательных государственных проверок, экспертиза для владельца предприятия - процедура добровольная и оплачиваемая им из своего кармана. Когда же ему намекают, что при выборе им определенной экспертной компании будет лояльнее общий надзор, то его воля, диктуемая интересами безопасности своего предприятия, подменяется интересами стороннего получателя платы за экспертные работы. А рынок, сама жизнеспособность которого зависит от отсутствия монополизма и наличия конкуренции, соответственно вырождается в "подсобное хозяйство" администрирующей структуры. В итоге тысячи технических устройств, зданий и сооружений, ранее своевременно прошедших экспертизу, не смогут эксплуатироваться легально из-за создаваемых административных барьеров.