06.10.2015 00:40
    Поделиться

    Какие проблемы стоят в регионах России при проведении госзакупок

    Российская газета Бизнес продолжает серию журналистских расследований об эффективности бюджетных расходов при проведении госзакупок в регионах России. Мы уже писали о работе системы госзакупок во многих регионах, в числе которых Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самарская, Архангельская и Саратовская области. Сегодня речь пойдет о том, как остро еще проблема эффективности и прозрачности госзакупок стоит в тех субъектах РФ, где, казалось бы, все уже налажено.

    Вопрос эффективного расходования средств бюджета сегодня приобретает особую актуальность. Это прямая зона ответственности уполномоченных органов субъектов РФ, организующих работу контрактной системы в регионах, являющихся своего рода эталоном работы для остальных заказчиков. Под их контролем организуются и проводятся наиболее значимые и крупные закупки, а результаты работы всегда на виду. Поэтому случаи, когда уполномоченный орган допускает манипуляции в собственных закупках, всегда имеют большой резонанс.

    Правительство Санкт-Петербурга проводит сомнительные закупки. К такому выводу пришли эксперты проекта "За честные закупки" Общероссийского народного фронта (ОНФ), проверив закупки Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, отвечающего за реализацию контрактной системы города. Сомнительной ОНФ признал закупку подведомственного учреждения Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (СПб ГБУ "Информационно-методический центр") - конкурс на выполнение работ по разработке специального программного обеспечения Подсистемы закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга. Начальная цена конкурса составила 18,5 млн руб., требуемый срок выполнения работ - менее полутора месяцев. Таким образом, по требованию Комитета по государственному заказу, для выполнения указанных работ подрядчик должен тратить по полмиллиона рублей в день (включая выходные и праздничные дни). Эксперты ОНФ увидели здесь нарушение, отметив, что срок выполнения работ, указанный в ТЗ, является нереальным, что ведет к невозможности конкурентного проведения закупки.

    Представители ИТ-компаний и консультанты по организации закупок уверены, что занижение сроков работ при госзакупках является признаком манипуляции. Выставляя заведомо невыполнимые сроки, заказчик тем самым отсекает остальных участников. "Это так называемая "заточка" торгов под поставщика, - рассказал "РГБ" генеральный директор Академии контрактных управляющих Александр Иванов. - Способ примитивный и очень заметный, тем более удивительно, когда регулятор государственного заказа прибегает к его использованию". Примечательно, что новый руководитель комитета Дмитрий Сачков был назначен на эту должность в 2015 году именно для того, чтобы навести порядок в управлении государственным заказом, отмечает Константин Бакулев, директор Института социально-экономической модернизации.

    Впрочем, случай не единственный. Не так давно была отменена сомнительная закупка недвижимости для нужд Тихоокеанского флотского военного суда. И опять не обошлось без активистов проекта ОНФ "За честные закупки", обративших внимание на конкурс на госзакупку квартиры для проживания военного судьи. Эксперты, изучив конкурсную документацию, посчитали, что квартира соответствует критериям роскоши. Местом возможного нахождения квартиры были определены только несколько престижных микрорайонов Владивостока; одним из обязательных условий стало наличие индивидуальной парковки. Кроме того, были предъявлены завышенные требования к самой квартире: межкомнатные двери из натурального деревянного массива, трехкамерные окна, натяжные потолки, ремонт с применением современных технологий и отделочных материалов. "Нарушено сразу несколько положений закона о госзакупках. Судя по требуемым характеристикам, это типичная необоснованная закупка предметов роскоши. Кроме того, созданы условия для ограничения количества участников аукциона, поскольку подробное описание местоположения дома и обустройства квартиры заведомо ограничивает их количество", - констатирует Константин Бакулев.

    Еще одно резонансное дело развивается сейчас в Оренбурге, где региональная администрация разместила сообщение о проведении электронного аукциона на услуги по сносу двух домов в центре города (начальная цена контракта составила 458 тыс. руб.). Тем не менее эксперты ОНФ, выехавшие на место сноса домов, не обнаружили один из них. По словам местных жителей, дом снесли еще осенью 2014 года. Прокуратура города Оренбурга подтвердила незаконность госзакупки на снос несуществующего дома. Ведомство направило представление начальнику управления жилищно-коммунального хозяйства городской администрации об устранении нарушений закона и потребовало от него привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Торги были отменены. В данном случае имеет место отсутствие существенных для заказа сведений, таких как подробное техническое задание, объективно описанные технические характеристики, регламент выполнения работ, ведь трудно выполнить то, что уже сделали до тебя, говорит Константин Бакулев.

    Однако администрация Оренбурга написала заявление в полицию по факту незаконного сноса муниципального дома неизвестными. Очевидно, что в деле имеется коррупционная составляющая и нарушение федерального закона о госзакупках, полагает эксперт регионального отделения ОНФ Дмитрий Болдырев. Правда, найдут ли виновных правоохранительные органы, большой вопрос.

    Региональным и муниципальным властям необходимо обеспечивать качественную оценку госзакупок, тем боле в сегодняшних, крайне стесненных экономических условиях

    Безусловно, региональным и муниципальным властям необходимо обеспечивать качественную оценку госзакупок, тем более в сегодняшних, крайне стесненных экономических условиях. Это позволит обеспечить прозрачность принятия решений органов исполнительной власти и более ответственно подходить к закупкам, на которые тратятся средства из бюджета.

    Тем временем

    Правительство намерено внести изменения в законодательство, устанавливающие административную ответственность за нарушения закона N 44-ФЗ о госзакупках на стадиях планирования и исполнения контракта. Более того, устанавливается ответственность за несоблюдение заказчиком положений закона о нормировании и обосновании закупок, обязательном общественном обсуждении закупки, проведении экспертизы поставленного товара (результатов выполненной работы, оказанной услуги).

    Реализация законопроекта по замыслу правительства "позволит предотвратить нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок на стадиях планирования и исполнения контракта и будет способствовать эффективному обеспечению государственных и муниципальных нужд".

    Поделиться