Исполнительный директор ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" Владимир Климов отметил на конференции "Космические услуги для коммерческого пользования", что нам есть за что бороться. Так, например, рынок глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), по его словам, в период с 2015 по 2020 годы будет увеличиваться на 8-9% в год.
- В мире сегодня работает около 4 млрд ГНСС-девайсов. К 2020 г. их будет 7 млрд - по одному на каждого жителя Земли. С таким количеством ГНСС представляют невероятные бизнес-возможности. Это Интернет вещей, умные города, мультимодальная логистика, где навигационная информация и ГНСС играет все более важную роль, - подчеркнул он. - Нам нельзя оставаться в стороне от этих процессов хотя бы потому, что РФ обладает одним из крупнейших в мире космическим бюджетом. Однако объем предоставляемых российскими компаниями услуг с использованием космических технологий составляет 1-2% от общего мирового рынка космических услуг, что указывает на неэффективное использование потенциала российской космической отрасли.
Владимир Климов обозначил и причины, из-за которых позиция России на мировом рынке космических услуг явно не соответствует ее возможностям и сохраняющемуся до сих пор статусу и авторитету. В их числе - слабая связь космических технологий с отраслевыми решениями, системами управления предприятий, органами управления различного уровня.
- Нам не хватает крупных государственных проектов, у нас отсутствует пользовательская инфраструктура. Несовершенна и система подготовки и повышения квалификации специалистов, - добавил он. - Чтобы переломить ситуацию и достичь минимально приемлемой для страны доли на рынке хотя бы в 7% от его объема, необходимо срочно модернизировать нормативное правовое обеспечение, ввести упорядоченное бюджетное финансирование крупных госпроектов, внедрить обязательность использования космических технологий в других сферах деятельности, а также налоговые льготы, льготное кредитование и страхование. В России ставка в настоящее время делается на достаточно большой и регулируемый государством рынок на транспортном комплексе. Подтверждение тому - крупные госинициативы по обеспечению безопасности на транспорте "ЭРА ГЛОНАСС", тахографы, системы мониторинга пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов. Такой подход масштабирует в десятки раз спрос на навигационное оборудование, системы и решения, создает условия для ускоренного развития рынка услуг. Еще одна область применения космических технологий - логистика. Потенциал повышения эффективности российской транспортно-логистической системы с использованием космических технологий колоссален. За счет них совершенно реально быстрое снижение затрат национальной экономики на транспорт и логистику с текущих 20% до среднемирового уровня, равного 11% от ВВП. А это значит, что в экономике появятся дополнительные финансовые ресурсы в объеме 180 млрд долл.
Экономический эффект от использования космических услуг не всегда напрямую может быть выражен в денежном эквиваленте. Например, одно из важнейших направлений космической деятельности, находящей непосредственное применение на Земле, космическая метеорология. Гидрометеорологическая информация имеет открытый характер, потому что ее заказчиком является государство в лице федеральных органов исполнительной власти. По Конституции же население должно быть информировано о состоянии окружающей среды, включая погоду. Но поддержание метеослужбы в работоспособном состоянии позволяет достичь в масштабах государств, вкладывающих в нее адекватное финансирование, такого экономического эффекта, который вряд ли достижим даже для самой смелой и успешной космической коммерции. Как заявил директор Научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии "Планета" Василий Асмус, каждый рубль, выведенный на орбиту метеоспутником, способен сберечь от природных катаклизмов до 8 рублей на земле!
- Здесь коммерческая эффективность оценивается в терминах предотвращенного ущерба. Сегодня можно оперировать с такими показателями: рубль, вложенный в развитие космических метеоинформационных систем, дает от 4 до 8 рублей предотвращенного ущерба от природных катаклизмов. Благодаря госинвестициям в развитие данных систем, сегодня прогноз на 7 суток обладает примерно такой же точностью, как 20 лет назад - на 1-3 суток, - отметил он.
Однако в РФ эти показатели до сих пор не являлись достаточным аргументом для того, чтобы найти средства для создания полноценной отечественной метеоспутниковой группировки. Так, в России метеорологические исследования ведутся с помощью 5 отечественных спутников. Между тем, как отметил Василий Асмус, для полноценного решения этих задач надо иметь группировку из 4 полярно-орбитальных спутников, которые дают информацию 8 раз в сутки, 3 геостационарных спутников и 2 спутников на высокой эллиптической орбите.
Генеральный директор научно-производственной корпорации "Рекод" Вячеслав Безбородов заявил, что важнее чистой коммерции - превратить российские государственные и муниципальные структуры в полноценных потребителей услуг нашей космической отрасли.
- Мы должны сформировать понятие национальной инфраструктуры космической деятельности и единую техническую политику в отношении производителей космического оборудования. А наша космическая деятельность должна быть интегрирована с образованием не только в сфере подготовки кадров для создания новой техники, но и в подготовке массового потребителя тех новых услуг и возможностей, которые при использовании этой техники будут появляться практически у каждого из нас.