В мире существует опыт подобных закупок в области здравоохранения и данные государственных корпораций, которые применяют такой механизм в иных отраслях. Он показывает, что консолидация полномочий на проведение закупок лекарств и фармацевтического оборудования в руках одного отраслевого ведомства позволяет минимизировать затраты на организацию процесса закупки и снизить стоимость госконтрактов. Тем самым учреждения системы здравоохранения могут увеличить свою покупательную способность.
Централизованная система госзакупок предполагает и более строгий контроль за качеством поставляемых лекарств, медицинских изделий или оказанием услуг по доставке и вводу в эксплуатацию специализированного оборудования. А значит, поставщики будут вынуждены выполнять комплекс взятых на себя обязательств на совесть. В противном случае для дистрибьюторов существенно увеличится риск попасть в список "неблагонадежных" поставщиков, с которыми контракты заключаться не будут.
Сейчас, к сожалению, нередки ситуации, когда конкурсы на поставку препаратов в учреждения здравоохранения в регионах выигрывают те, кто предложил наименьшую цену, но при этом уже несколько раз нарушил сроки поставки в других регионах. Иной раз возникают претензии и к качеству товара. Централизованная система закупок позволит как минимум затруднить таким дельцам доступ к конкурсам на поставку жизненно важных лекарств. Еще одним преимуществом централизованной системы является повышение ответственности поставщиков за послепродажное обслуживание приобретенного в рамках госконтракта высокотехнологичного фармацевтического или медицинского оборудования. А это серьезная экономия бюджета.
В рамках модернизации системы здравоохранения во многие региональные структуры было поставлено оборудование, приобретенное за счет средств федерального бюджета по целевым программам, но задействованное только на треть, поскольку в больницах просто нет специалистов, способных обслуживать сложную технику. Более того, в отдаленных регионах страны такие высокотехнологичные приборы попросту не использовались, а гарантийный срок в это время истекал. Предположим, это оборудование не сегодня-завтра начнет работать - при условии его передачи в другие структуры и регионы, где есть потребность в таком оборудовании и имеются специалисты. Но как только на него закончится гарантийное обслуживание, госбюджет столкнется с проблемой новых расходов на его содержание и приобретение к ним расходных материалов уже по новому валютному курсу. Подобной проблемы в централизованной системе госзакупок можно избежать.
Однако спорным преимуществом предлагаемой системы можно считать уменьшение расходов на подготовку специалистов, курирующих и обеспечивающих проведение госзакупок, а также сокращение существенной доли управленцев, специализирующихся на заключении договоров по 44-ФЗ. Да, бюджет выиграет какую-то сумму, но за безликим словом "управленцы" скрыты судьбы сотен и тысяч людей, на обучение которых региональные учреждения потратили существенные суммы, а сами люди окажутся просто выброшенными. То есть государственные, муниципальные инвестиции окажутся напрасными.
Более того, исчезновение этих специалистов приведет к тому, что при закупках специфических расходных материалов, например, для ЭКГ или флюорографов, будут приобретаться самые обычные пленки, а не специальные, на которых можно рассмотреть усиленное рентгеновское изображение и выявить заболевания на ранних стадиях.
Как компания-дистрибьютор, мы часто сталкиваемся с похожими запросами от региональных больниц. Более того, специалисты тендерного отдела таких учреждений нередко обращаются за консультациями, как именно им подготовить техзадание, чтобы производитель или дистрибьютор предложил именно то, что необходимо медперсоналу и подходит к конкретной единице оборудования, а не просто самый дешевый товар. При централизованных закупках такая ориентированность может быть утеряна - в формах закупок будут просто некие позиции типа "рентгенпленка". Но не стоит забывать, что за безликими позициями в госзакупках порой стоят человеческие жизни.
Конечно, существующая сегодня система закупок лекарств, медицинского и фармацевтического оборудования - не самая совершенная. В чем-то она препятствует импортозамещению. У представителей медорганизаций недостает знаний по закупочному законодательству. Иногда существенно расходятся цены закупаемых товаров в разных регионах страны, бывают и закупки по завышенной цене. Но не стоит забывать, что страна у нас большая. Ни при какой системе госзакупок стоимость одного и того же препарата или оборудования, даже произведенного на территории России, не может быть одинакова для Дальнего Востока и Центрального федерального округа. Причина банальна: контрактная система не предусматривает четкой градации цены на сам товар и его доставку покупателю.
Как правило, все компании, работающие по 44-ФЗ, вынуждены в стоимость закупочного лота включать и расходы на логистику. Более того, при нынешней системе организаторы аукциона нередко сами обзванивают тех, кто подал заявление по привлекательной для бюджета цене, и уточняют, что конкурс проводится в регионе N, а не в том, где базируется предприятие-участник. В то же время централизация системы госзакупок может положительно повлиять на эту ситуацию при условии, что компании-поставщики не смогут отказаться от исполнения выигранного лота, расположенного в другом регионе.
Сейчас говорить о том, как скажется изменение системы госзакупок на фармрынке, рано. Регуляторы, профессиональное сообщество, производители и дистрибьюторы, эксперты, а также учреждения системы здравоохранения и ассоциации пациентов должны выработать консолидированные решения и представить конструктивные решения возможных проблем, с которыми мы столкнемся при изменении законодательства.