Кроме того, особые требования по безопасности и наличию определенного оборудования предъявляются и к подвижному составу. Так, в частных автобусах должны появиться голосовое оповещение, видеорегистраторы и система спутниковой навигации ГЛОНАСС. И все эти "навороты" должны быть надежно защищены от вандалов. Например, в технических требованиях по установке автоинформатора прописана система защиты от несанкционированного изъятия карты памяти. Информационные табло должны работать при температуре от -30 до +50 градусов, иметь "неразбиваемое" стекло и т.д. Кстати, требования по антивандальным характеристикам оборудования разрабатывались чиновниками совместно с частными перевозчиками, которым важно сохранить свои транспортные средства в надлежащем виде.
А как оценивают эти нововведения автопроизводители и эксперты отрасли?
"Перечисленные требования заложены при разработке новых автобусов - "Вектора NEXT", 9-метрового городского автобуса производства Ликинского завода и других моделей. А по желанию заказчика (перевозчика) подобные устройства могут устанавливаться и на автобусы уже действующего модельного ряда", - сообщили "РГБ" в Группе ГАЗ. В конце этого года в России стартуют продажи микроавтобуса, созданного на базе цельнометаллического фургона "ГАЗель NEXT". Проектируя машину, горьковчане сделали акцент на комфорте и безопасности пассажиров. У автобуса высокий проем боковой двери, низкая подножка, высокий потолок (1,9 м), эргономичные сиденья, светодиодное освещение, панорамное остекление. Водитель и пассажиры надежно защищены благодаря повышенной жесткости кузова.
"На мой взгляд, многие из новых требований по "антивандальному оборудованию" маршруток чрезмерно жесткие, и не всегда объективно оправданы. Ведь в каждой маршрутке есть водитель, который сам способен не допустить вандализма со стороны хулиганов и вызвать по телефону полицию, - считает заместитель генерального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Андрей Барсуков. - А вот система ГЛОНАСС в маршрутке действительно необходима. Ее интеграция в системы автомобиля позволяет в автоматическом режиме отправлять сигнал об аварии и повреждениях в службы спасения. Кроме того, устройство позволит более четко отслеживать в онлайн-режиме соблюдение маршрутов и интервалов движения, скоростной режим и следование ПДД, что положительно скажется на качестве и безопасности перевозок".
"С точки зрения властей, требования к оснащению маршруток информационными мониторами, которые будут по большей части транслировать рекламные ролики, совершенно логичны. Если раньше на маршрутку или автобус можно было наклеить в среднем не более двух-трех рекламных объявлений, то на мониторе их можно транслировать десятками. Деньги от рекламодателей пополнят городской бюджет, что на фоне кризиса не самый худший сценарий развития событий, - уверен директор по послепродажному обслуживанию Ауди Центр Варшавка Алексей Кирдяшов. - В это оборудование будут встроены сетевые digital signage - рекламные плееры с системой навигации GPS и ГЛОНАСС, которые опять же будут координировать движение транспорта по маршруту и в основном согласовывать время показа рекламы торговых точек, к которым приближается автобус, тоже совсем неплохо. Но уже не только для рекламодателей, но и для комфорта и безопасности пассажиров. Кроме всего, система позволит отслеживать местоположение транспортного средства для контроля выполнения рейсов и соблюдения расписания, а также позволит водителю с помощью тревожной кнопки оперативно передавать сведения о технической неисправности транспорта или форс-мажорных обстоятельствах. Или, наоборот, получать предупреждения об аварии из диспетчерского центра. Если оборудование системами навигации GPS и ГЛОНАСС действительно поможет нормализации работы общественного транспорта, повышению его безопасности, то, конечно же, это нужное новшество для жителей города".