Школьные автобусы включат в обязательное страхование, а метро - нет

В октябре минфин внесет в правительство проект поправок в закон об обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков (ОСГОП). Об этом сообщила замдиректора департамента финансовой политики Минфина России Вера Балакирева.

Среди изменений - возможность застраховать риски терроризма. "В действующей редакции закона нет определенности, должен ли страховщик производить выплаты потерпевшим, вред которым был причинен в результате теракта, а, согласно проекту изменений, страховщик и страхователь могут договориться о включении этого риска в покрытие наряду с военными рисками, народными волнениями и т.п.", - объясняет Максим Гришкин, замначальника управления андеррайтинга по страхованию ответственности компании "Согласие".

Управляющий продуктом (страхование грузов, ответственности перевозчиков, экспедиторов) управления индустриального страхования СПАО "РЕСО-Гарантия" Андрей Анохин считает главным достижением предполагаемых изменений включение в закон школьных автобусов, что обеспечит в должной мере защиту школьников, которые до этого не попадали под действие ОСГОП.

А вот пассажиры метрополитена по-прежнему останутся без страховых выплат. Ущерб их жизни и здоровью, как и раньше, будет покрывать метрополитен, хотя поправки в закон предусматривают, что выплаты должны проводиться в порядке, аналогичном применяемому страховщиками ответственности перевозчиков на других видах транспорта.

Отклонил минфин и предложение Национального союза страховщиков ответственности (НССО) о включении в состав лиц, имеющих право на получение страхового возмещения, водителей (пилотов) и иных лиц, обеспечивающих процесс перевозки (проводники, кондукторы и другие), а также их наследников. Аргумент такой: сотрудники перевозочных компаний должны быть застрахованы в силу требований отраслевых транспортных кодексов, например, Воздушного и Водного. Правда, для автотранспорта такого закона нет.

Не вошло в блок поправок минфина и предложение НССО об изменении порядка расчета количества перевезенных пассажиров для целей расчета страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования. Союз также выступал за предоставление страховым организациям права на проверку предоставленных перевозчиками первичных статистических данных о количестве перевезенных пассажиров.

У страховщика отсутствует возможность проверить данные о количестве перевезенных пассажиров

"У страховщика отсутствует возможность проверить данные о количестве перевезенных пассажиров, которые страховщик ему предоставляет в виде форм федеральной статистической отчетности. Если сказать проще, то страховщику перевозчик показывает данные, что перевез 100 пассажиров за год, а в Росстат предоставляет сведения о 1000 перевезенных пассажирах, - объясняет Максим Гришкин. - У нас есть основания утверждать, что эта практика весьма распространена. По мере возможностей мы пытаемся воздействовать на таких перевозчиков, в том числе с помощью судебных разбирательств, но пока проблема заложена в нормативно-правовом акте, страховщикам самим не справиться".

Кроме того, по словам Андрея Анохина, много перевозчиков эксплуатируют устаревшую технику, часто перевозят больше пассажиров, чем предусмотрено конструкцией ТС, не соблюдают ПДД. Многие работают нелегитимно, уходя от налогов. Контроль за такими перевозчиками ведется нерегулярно и неэффективно, что приводит к авариям с многочисленными жертвами.

Но и легитимные перевозчики пытаются уклониться от страхования. "Далеко не все перевозчики страхуют гражданскую ответственность. Если их ответственность не застрахована, то компенсировать причинение вреда жизни и здоровью должен сам перевозчик. Выплата такого рода компенсаций для них не является профильной. И у нас есть основание полагать, что они не закладывают соответствующие резервы под потенциальные выплаты", - говорит президент НССО Андрей Юрьев.

По данным НССО, если в прошлом году было застраховано 82,4% всех перевезенных пассажиров на всех видах пассажирского транспорта, на 12 августа 2015 года эта доля составила 64%. Андрей Анохин считает, что снижение доли застрахованных пассажиров связано с падением деловой активности и уменьшением количества перевозчиков в связи с общим кризисом на рынке.

"Действительно, в 2015 году по сравнению с 2014-м доля застрахованных перевозчиков, владеющих лицензией, в общем объеме владельцев лицензий снижается. Но, чтобы видеть достоверную картину, необходимо обладать информацией о количестве лицензиатов, осуществляющих непосредственную деятельность по перевозке пассажиров (мы такими данными не располагаем), ведь объяснение может быть простое - предприниматели перестали заниматься перевозками, а лицензии не сдают", - объясняет Максим Гришкин.