На юге России отказались от продуктов с ГМО

Россия не будет производить продовольствие и сырье с использованием ГМО. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович на форуме по науке и технологиям, который завершился накануне в японском городе Киото. Таким образом, власти подвели черту под многолетней дискуссией о том, как будет развиваться российский АПК в XXI веке.

Законодательные инициативы последних лет весьма противоречивы. Так, в сентябре 2013 года в России приняли постановление, которое разрешало аграриям с июня 2014 года засевать поля "подправленными" семенами. Однако в феврале 2014 года в Госдуму РФ был внесен законопроект о запрете ГМО, который так и завис на стадии обсуждения. Через несколько месяцев правительство РФ отложило принятие вопроса до 1 июля 2017 года. В апреле уже этого года Госдума РФ в первом чтении все-таки приняла законопроект.

Сам ты ГМО!

Представители различных ведомств и общественники поясняют, что производство генно-модифицированных семян контролируется нескольким крупными транснациональными холдингами. А они заинтересованы в том, чтобы скрывать любые негативные результаты исследований.

Но многие ученые считают, что эта проблема надуманна. Обычно в ГМО-технологиях используется внедрение нового гена, который отвечает за устойчивость к болезням. Все, что мы потребляем, расщепляется в желудке до мономерных единиц, до нуклеотидов. А если так, то и сам ген исчезает. Остаются только энергетические и пластические элементы.

- Страхи, что ген может как-то прилепиться и встроиться в человеческий организм, беспочвенны. Ген не может проникнуть через стенку кишечника. Иначе получалось бы, что человек, съев яблоко, приобретал его ген и начал бы мутировать в яблокоподобное существо, а попробовав говядины - превращаться в быка или корову, - говорит старший научный сотрудник лаборатории генетики и микробиологии Северокавказского зонального НИИ садоводства и виноградарства Андрей Насонов.

По его словам, единственный вред, который может нанести человеку продукт с ГМО - это аллергия. Ген, встроенный в новый генотип, создает новый белок. И наша иммунная система зачастую негативно на это реагирует.

- В науке очень важен фактор повторяемости эксперимента во многих лабораториях мира. Пока у нас есть только единичные результаты опытов на крысах и мышах, которых якобы кормили ГМО и у них начинались мутации и злокачественные новообразования, - говорит ученый. - Все это нужно перепроверять многократно. Другие исследования говорят об абсолютной безвредности. Люди опасаются всего нового, раньше боялись радио и паровоза... Картофель поначалу называли "дьявольскими яблоками", а теперь - "вторым хлебом".

Противники ГМО утверждают, что даже если сегодня все официальные данные говорят о безопасности, испытания таких продуктов проводятся в лучшем случае пару десятков лет. И не исключено, что эффект может наступить гораздо позже, через пять-семь-десять поколений. Тогда будет поздно что-либо менять.

Мировые кормчие

Есть и другая проблема, уже не связанная со здоровьем. Это проблема национальной безопасности. Сорт, выращенный методами генной инженерии, как правило, стерилен. Получить семена с таких культур невозможно, и аграрии должны каждый раз закупать новые партии. Производители привязаны к одному поставщику, есть риск попасть в жесткую зависимость.

- Кто даст гарантии, что, если ГМО-продукция получит мировое распространение, эти компании не начнут использовать монопольные сговоры и увеличивать цену на продовольствие? - говорит глава агропромышленного клуба "Земляне" Владимир Решетняк. - Может быть, сейчас это выглядит какой-то страшилкой. Но ведь соблазн такой у них, конечно же, будет. Полагаться на добросовестность этих компаний не стоит. А нам предлагается именно это.

Стоит отметить, что боятся ГМО не только в России. В некоторых странах "единой" Европы такие технологии запрещены, в других - нет. Рядовой европеец уже не покупает трансгенные продукты, их продажи резко сократились даже в магазинах эконом-класса.

Но научные разработки там все равно ведутся. Гигантские средства западных банков уже затрачены на разработку сотен видов продуктов с использованием ГМО. Естественно, эти средства пытаются окупить. Не секрет, что существует мощное лобби по распространению трансгенных продуктов на рынках развивающихся стран в Африке, Азии и Латинской Америке.

В России при этом ситуация с применением ГМО до последнего времени оставалась нерешенной и в какой-то мере двоякой.

- Насколько мне известно, в Краснодарском крае разработки ГМО не ведутся, - говорит Андрей Насонов. - Несколько лет назад в Северокавказском институте животноводства проводились эксперименты по созданию так называемой "трансгенной свиньи", но проект был свернут.

По его словам, сегодня на сельхозрынке юга страны только две культуры, которые выращиваются с применением семян, полученных по технологии ГМО и закупаемых за границей. Это соя и кукуруза. Однако эксперты затрудняются оценить, насколько распространена такая практика и насколько она эффективна. По данным Россельхознадзора, в Ростовской и Волгоградской областях таких посевов никогда не было. При этом несколько участников рынка, пожелавших остаться неназванными, утверждают, что в ЮФО выращиваются не только кукуруза и соя ГМО, но даже и пшеница, из которой потом делают муку, крупы и корм для скота. Урожайность при этом получается примерно в два раза выше, чем при использовании обычных семян.

По словам главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского, посевы трансгенной кукурузы и сои в стране уже достигают 400 тысяч гектаров.

И все-таки большинство аграриев относятся к ГМО негативно. В 2013 году Южное аграрное агентство провело опрос 100 сельхозпроизводителей в ЮФО по этой теме. Оказалось, что только 17 процентов не видят в трансгенной инженерии опасности. Почти каждый второй опрошенный считает, что использование ГМО может привести к вырождению людей (см. инфографику).

По словам Насонова, "народная фобия" имеет архаичные и даже религиозные корни. Причем эти страхи могут использоваться в конкурентной борьбе между различными технологиями. Применяют даже кино и комиксы, где появление людей-мутантов прочно связывается с употреблением ГМО в пищу.

- Власти понимают, что ГМО в будущем займут существенную нишу в сельском хозяйстве, поэтому, на мой взгляд, ограничительные меры носят временный характер, - полагает Андрей Насонов. - Технологии не остановить.

По мнению многих опрошенных "РГ" фермеров, эксперименты в России также будут продолжены, но в закрытом режиме. А пока на мировом рынке продовольствия Россия с ее мощным потенциалом могла бы предложить экологически чистые и органические продукты питания.

- У нас огромные неосвоенные территории, плодородная земля, которая может давать миллионы тонн сельхозпродукции без внесения ядовитых веществ. Есть великолепные наработки российских ученых и практиков по биологическому земледелию, - говорит глава крупного фермерского хозяйства в Ростовской области Николай Попивненко. - Эта продукция дорогая, высокомаржинальная. При этом западные страны пошли по другому пути развития, и у них есть большой спрос на такую продукцию. Задача ближайших лет - диверсифицировать экспорт сельхозпродукции. Сейчас мы поставляем на рынок в основном пшеницу, до 25 миллионов тонн ежегодно. А нужно наращивать экспорт консервированных овощей, фруктов, мяса и рыбы.