- ФТС России разработала и внесла в Госдуму проект закона о свободном складе, который станет аналогом ОЭЗ. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению. Он вызвал большой интерес со стороны бизнеса. По сути, свободный склад является точечным аналогом особой экономической зоны, но создать его проще и дешевле. Оборудование и обустройство осуществляются за счет заинтересованного предприятия. Оно может использовать существующие мощности. Для него не надо создавать управляющие структуры, то есть экономятся бюджетные средства. Юрлицо признается владельцем свободного склада после его включения в реестр владельцев свободных складов, который ведут таможенные органы.
Сегодня в ЕАЭС свободный склад применяется только в Казахстане. Как показывает опыт соседей, свободный склад достаточно привлекателен для развития производственной и хозяйственной деятельности. А значит, он может стать механизмом привлечения инвестиций в экономику, поможет развить производство импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров в нашей стране.
Вы сказали о свободном складе как об аналоге ОЭЗ. Что делает таможня для их развития?
- В нашей стране от Дальнего Востока до Калининграда работает тридцать ОЭЗ разных типов. Там более 370 резидентов, в их проектах участвуют инвесторы из 23 стран. Поскольку в ОЭЗ применяется процедура свободной таможенной зоны, то таможенные органы играют существенную роль в их работе. Проект свободного порта Владивосток также учитывает применение процедуры свободной таможенной зоны.
Сейчас мы разрабатываем порядок ввоза и вывоза товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны, порядок ведения учета товаров, требования по обустройству и оборудованию территории в целях таможенного контроля. При этом закладывается автоматизация таможенного администрирования. Чтобы снизить административную, финансовую и временную нагрузку, возможно применение автоматизированной системы учета товаров на основе интеграции информационных систем резидентов и таможенных органов.
В следующем году в пунктах пропуска свободного порта Владивосток при проведении таможенного и иных видов контроля должен быть реализован механизм "единого окна". В таможенный орган будет поступать предварительная информация, необходимая для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Обмен данными, документами и сведениями между госорганами и перевозчиками в свободном порту будет происходить с использованием электронных средств обработки и передачи данных. Использование лучших российских и международных практик информационного взаимодействия сократит время госконтроля всех видов, в том числе таможенного. В ближайшее время будут созданы самые благоприятные условия для ведения деятельности в особых экономических зонах, а также для участников ВЭД на Дальнем Востоке. Таможня принимает в этом самое непосредственное участие.
Сайты многих госорганов становятся интерактивными. Интерактивна ли сегодня таможенная сфера?
- Сайт ФТС России не только информатор, но и полноценная рабочая площадка. Через портал электронного декларирования участник ВЭД может подать декларацию на товары, предварительную информацию, статистическую декларацию по товарам, перемещаемым во взаимной торговле со странами ЕАЭС. 99,9% деклараций мы уже принимаем по Интернету, значительную часть - через портал. Здесь можно получить официальную информацию, участвовать в интерактивных опросах, направлять обращения и многое другое. На сайте публикуется 61 набор открытых данных.
Среди физических и юридических лиц сейчас популярна услуга "Личный кабинет". Планируется ли в перспективе внедрить его на таможенном сайте, кто сможет им воспользоваться?
- "Личный кабинет" - один из элементов электронной таможни, которая использует сервисно-ориентированные технологии. Ее полномасштабная эксплуатация начнется к концу нынешнего года. Сейчас мы завершаем организационно-технические мероприятия, вводим дополнительные сервисы и совершенствуем действующие. Многие сервисы прошли успешную проверку и востребованы бизнесом. Через Интернет подаются в таможенные органы электронные декларации на товары и предварительная информация. Вскоре любой участник ВЭД сможет использовать "Личный кабинет", который упростит работу с многочисленными информационными сервисами. В "Личном кабинете" будут собраны все сервисы, в том числе электронное декларирование, направление статистических данных, получение информации о статусе задекларированного товара, калькулятор таможенных платежей и другой функционал. "Личный кабинет" становится "единой точкой входа" в информационную среду. Он избавляет участников ВЭД от необходимости лично присутствовать в таможенном органе в абсолютном большинстве случаев, при этом полностью реализует функционал взаимодействия. Кроме того, он основан на принципе однократности представления электронных документов. Все это в конечном итоге сокращает временные и трудовые затраты.
"Дорожная карта" совершенствования таможенного администрирования ставит перед таможней задачу сокращения количества документов, которые должен представить декларант. Как идет работа в этом плане?
- При электронном декларировании документы представляются один раз. Если декларант разместил документ в электронном архиве, то потом можно давать лишь ссылку на него. Система межведомственного электронного взаимодействия уже два года позволяет нам получать от государственных органов данные о ранее выданных разрешениях в электронном виде. Получив сведения напрямую от контролирующих органов, таможня уже не запрашивает их у бизнеса. Разработано 47 карт межведомственного электронного взаимодействия. Не менее значимо то, что декларанту теперь не нужно при подаче декларации представлять многие документы. В качестве примеров приведу следующие: паспорт сделки, сертификат соответствия, заключение о непринадлежности товаров к товарам, контролируемым в области экспортного контроля, документ, удостоверяющий личность лица, подающего таможенную декларацию, заключение на вывоз культурных ценностей. Перечень документов, представление которых не требуется при подаче декларации на товары, постоянно растет. Большая часть бумажных барьеров была установлена не таможенниками и не в таможенном законодательстве, где у нас есть право законотворческой инициативы, а в иных отраслях законодательства, где законотворческая инициатива принадлежит иным ведомствам. Поэтому отмена очередной бумаги подчас занимает немалое время. Не говоря уже о том, что это ведомство должно решить вопросы информатизации своей деятельности.
ФТС неоднократно заявляла о необходимости минимизации контактов инспектора с участниками ВЭД. Возможен ли автоматический, без участия человека, выпуск товаров?
- Среди технологий, которые минимизируют личное присутствие участника ВЭД в таможенном органе, я уже называл интерактивные сервисы. Помимо них мы внедряем автоматическое совершение операций, которые традиционно выполнялись должностным лицом. Внедрить сразу автоматический выпуск декларации невозможно. Поэтому мы разбили задачу на три этапа. Сначала внедряем автоматическую регистрацию деклараций. Потом на объектах пилотной зоны отрабатываем автоматический выпуск. Наконец, переходим к полномасштабному применению автоматического выпуска товаров. В мае 2014 года была автоматически зарегистрирована первая декларация. За год автоматическая регистрация прошла путь от эксперимента, применяемого только на 28 таможенных постах, до обычной практики работы большинства таможенных постов. Следующий этап - автоматический выпуск товаров. 19 июня 2015 года Смоленская таможня автоматически выпустила первую такую декларацию. Сейчас автоматический выпуск применяется на 32 таможенных постах. Автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров показывают высокую эффективность и востребованность. Значительно сократилось время принятия решения по декларации: срок выпуска товаров при автоматическом принятии решения в среднем не превышает 2-5 минут с момента подачи декларации. И, конечно же, отсутствует "человеческий" фактор при принятии решений. Постепенно расширяется перечень таможенных постов, применяющих автоматические технологии, расширяется действие самих технологий с целью перехода на полномасштабное применение автоматического выпуска товаров. Его завершение планируется в 2018 году.