В прошлом году приказом минстроя расходы на страхование были исключены из смет на строительство с участием госбюджета. В условиях экономического кризиса подрядчики, вынужденные экономить на всем, в первую очередь из списка своих расходов исключили страхование.
"Решение минстроя нанесло по рынку страхования СМР тяжелый удар. Мы фактически вернулись к ситуации 90-х годов, когда страховщикам приходилось создавать этот рынок буквально по крупицам из ничего, - говорит Александр Миллерман, генеральный директор САО "ГЕФЕСТ". - Надо сказать, целый ряд строительных организаций по-прежнему считает необходимым изыскивать средства на страхование, но все-таки сегодня их меньшинство. Но и они пытаются удешевить страхование, выкидывая из договоров какие-либо условия".
По словам Николая Галушина, первого заместителя председателя правления СОГАЗа, этот ставший печально знаменитым приказ минстроя привел к началу серьезного изменения рынка страхования СМР. "Однако нельзя было ожидать, что рынок полностью остановится, как будто выключили тумблер. Ведь контракты по СМР длинные, многие контракты прошли государственную экспертизу и содержали расходы на страхование. Поэтому, несмотря на то, что новые государственные строительные проекты и не содержат расходов на страхование, и во второй половине 2014-го, и в 2015 году часть объемов по страхованию СМР на рынке приходится на государственные стройки. Но эта ситуация не может продолжаться до бесконечности".
Как объяснил эксперт, на долю государственных строек приходилось в прошлые годы до 50 процентов от общего объема страховых премий по этому виду. Соответственно, в 2016 году и в последующие годы при неизменной позиции по исключению расходов на страхование из смет по государственным стройкам, а также с учетом кризисных факторов, объем рынка страхования СМР можно оценить в 15-20 миллиардов рублей. При частичном включении расходов на страхование в сметы государственных строек объем рынка может составить до 25 миллиардов рублей в год.
Половина строительства в России приходится на коммерческие объекты, на которые приказ минстроя не распространяется. Однако своим приказом министерство расхолодило подрядчиков, страховавших свои риски добровольно. "Когда страхование СМР требовали госзаказчики и включали эти расходы в смету, российских заказчиков и подрядчиков приучили к страхованию. Западные инвестиционные проекты были всегда застрахованы на 100 процентов, западные и любые другие иностранные подрядчики и заказчики, как правило, также всегда страховали свои риски. Среди чисто российских проектов СМР страховались только крупными юридическими лицами-заказчиками, например, энергетиками и нефтяниками, которые прекрасно понимают, что нельзя осуществлять строительство и/или реконструкцию любых объектов без страховой защиты", - говорит Антон Легчилин, заместитель генерального директора, главный андеррайтер САК "Энергогарант".
По его данным, в начале 2014 года на рынке страхования СМР примерно две трети занимали государственные и муниципальные объекты, треть составляло чисто коммерческое страхование. Сейчас ситуация обратная, только четверть страхования СМР составляют подрядчики, исполняющие государственные и муниципальные заказы, остальное - это страхование чисто коммерческих проектов.
"Поскольку одновременно сработало два негативных фактора - и кризис, который приостановил практически все новые проекты, и отказ большинства подрядчиков страховать СМР за свой счет по государственным и муниципальным заказам, рынок СМР в первой половине 2015 года просто рухнул. Сейчас имеются какие-то признаки возрождения, но они еще очень слабые и незначительные", - отмечает Антон Легчилин.
Однако худшее впереди. По прогнозам Николая Галушина, при текущей ситуации, а также учитывая, что контрактов, которые будут содержать в сметах расходы на страхование в 2016 году практически не останется, на 2016 год придется пик падения сборов по страхованию СМР в стране. "Цифры могут быть на уровне до 15 миллиардов рублей", - уточнил он.
Кризис на рынке страхования СМР повлечет его передел, считают эксперты. Он, впрочем, уже начался. "Для страховщиков СМР нынешняя ситуация, разумеется, близка к критической. Резко упали сборы страховых премий, затруднились из-за санкций возможности использования емкостей международных перестраховщиков, что значительно усложняет страхование при строительстве крупных и технологически сложных объектов, - говорит Александр Миллерман. - В этих условиях ряд страховщиков ушли с рынка, другим же приходится диверсифицировать бизнес, развивая другие виды страхования".
По наблюдениям Алексея Воеводина, заместителя гендиректора "ВТБ Страхование", сегодня клиенты склоняются к выбору крупных брендовых страховщиков: "Времена отчаянного демпинга, как фактора выбора страховщика, уходят в прошлое. Надежная страховая компания обеспечивает и финансовую надежность, и гораздо большие емкости по перестрахованию строительных рисков, которые позволяют делать клиентам более гибкие предложения. В связи с этим компаниям среднего и низшего эшелонов все тяжелее привлекать клиентов".
"Крупные и универсальные страховщики с диверсифицированным страховым портфелем (которых сейчас Центробанк назвал системно значимыми страховщиками), конечно, также пострадали, но такие компании справятся с кризисом, и их клиентам волноваться не нужно", - резюмирует Антон Легчилин.