Сейчас - как? Во время обсуждения нового закона "О полиции" российская публика чуть ли не единодушно высказалась против этого "анахронизма прошлого". Впрочем, аналитики МВД еще тогда пытались всем объяснить, что наши люди на самом деле против не самих медвытрезвителей, а оргвыводов, связанных с попаданием в них. Ну, кому приятно, когда из этого заведения автоматически направляется бумага на работу. Когда-то считалось, что функция вытрезвителя не столько медицинская, сколько - воспитательная. Попасть туда было как минимум стыдно. Как максимум - чревато для карьеры. О том, что здесь, по сути, спасают человеку жизнь, мало кто задумывался. В тот раз было предложено убрать из обязанностей полиции "собирание" на улицах пьяных (пусть, мол, не отвлекаются от ловли жуликов и бандитов), а вытрезвители полностью передать в ведение медицины (ведь алкоголизм, как и наркомания - не вина человека, а беда, его лечить надо). Напомним: когда эти, пусть и не очень приятные заведения, числились за полицией, патрульные были обязаны привозить туда невменяемых людей, "потерявших способность к самостоятельному передвижению" (так - в инструкции). И многим людям не дали замерзнуть в сугробе, утонуть, быть истерзанными бродячими собаками или оказаться ограбленными и убитыми уличными бандитами.
А когда с полиции эту неприятную функцию сняли, получилось как всегда: в медицину она так и не попала, если не считать одну палату на две - три койки. В общем, медвытрезвители тихо исчезли.
Юрий Валяев сообщил корреспонденту "Российской газеты" убийственные цифры. Причем убийственные - в прямом смысле. Знаете, сколько патрульные в прошлом году "подняли" на улицах и доставили в больницы пьяных людей? Всего 92,3 тысячи. А пять лет назад, когда медвытрезвители еще существовали? Почувствуйте разницу: 2,5 миллиона! Что, наши сограждане стали меньше пить и падать в алкогольные обмороки? Отнюдь, они стали чаще умирать на улицах. В прошлом году от отравления алкоголем умерли 24 тысячи человек, замерзли насмерть - 10 210 человек, в результате несчастных случаев на производстве погибли 1,3 тысячи человек, в бытовых пьяных конфликтах были убиты 2,3 тысячи человек, просто по пьяной неосторожности погибли еще1,8 тысячи. И убили сами себя в припадке "белой горячки" 5,1 тысячи обезумевших пьяниц. В итоге на кладбище в одночасье оказалось население небольшого города - 44 710 человек.
Заметьте, эти цифры - весьма условные. Ведь не секрет, что нередко полицейские просто отворачиваются, когда видят пьяного, допустим, бомжа - а какой смысл с ним возиться? Тем не менее в районные "обезьянники" в прошлом году доставили 196,4 тысячи выпивох. Их потом, выписав штрафы, отпустили. И они - живы.
Понятно, что растет и "кривая" пьяной преступности. Полицейская статистика утверждает, что растет она уже пять лет. В прошлом году в алкогольном опьянении было совершено 311 347 преступлений - на 4,4 процента больше, чем в 2013 году. А за восемь месяцев этого года таких историй стало больше еще на 6,5 процента - 253 611 преступлений.
Генерал Юрий Валяев предлагает вполне посильный для местных администраций вариант решения проблемы, тем более что опыт уже есть в семи регионах - в Башкирии, Мордовии, Татарстане, Тыве, Чувашии в Ставрополье и Тверской области. Там на базе социальных учреждений созданы временные пристанища для не рассчитавших свои силы выпивох - пока на 247 койко-мест.
В Уфе, например, заключили трехстороннее межведомственное соглашение о взаимодействии по оказанию помощи таким людям - между Управлением социальной поддержки населения городского округа Уфа, Управлением здравоохранения администрации городского округа Уфа и городским УВД. Создали штат из 46 человек, который финансируется за счет городского бюджета в 12,5 миллиона рублей. Суточная смена - 4 человека: администратор, фельдшер, санитар, охранник. Количество палат - 9, вместимость - 64 человека.
Что любопытно, это учреждение не считается медицинским и "всего лишь" предоставляет временный приют людям, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, осуществляет своевременное и квалифицированное оказание первичной медико-санитарной помощи фельдшером, работающим на основании разрешения, выданного Росздравнадзором. Если требуется, их экстренно передают Скорой помощи. Охраняет это заведение ЧОП. Разумеется, всегда есть возможность вызвать полицию. Власти Республики Башкортостан намерены создать целую сеть подобных "приютов" - здесь считают, что нельзя скупиться на помощь и реабилитацию людей, которых можно вернуть к нормальной жизни.