Надо признать, что Москва сегодня не самый обделенный современным искусством город России. Помимо активно работающего Московского музея современного искусства, Мультимедиа Арт Музея и Государственного центра современного искусства (новое здание которого должно быть построено на Ходынском поле), есть энергичные частные арт-институции. Прежде всего Музей современного искусства "Гараж". Его новое здание, построенное на основе знаменитого кафе "Времена года" в Парке Горького по проекту Рэма Колхаса, открылось в этом году. Плюс с современным искусством работают и традиционные музеи, и галереи в арт-кластерах "Винзавод", "ARTPLAY", "Красный Октябрь"…
На первый взгляд, проект ЗИЛАРТ - из того же "арт-кластерного" ряда, где искусство служит "развитию территории", а заодно и ее мягкой джентрификации. Но различия бросаются в глаза. Дело даже не в том, что в пространстве бывшей заводской территории проектируется новый жилой квартал, как выразился представитель девелоперской компании, "арт-класса". А в том, что в качестве "мотора" развития задействован музей такого уровня, как Эрмитаж.
С другой стороны, "Эрмитаж - Москва" - идеально вписывается в стратегию расширения поля влияния, которую проводит Государственный Эрмитаж, чьи филиалы уже работают в Казани и Выборге, а планируются в Омске, Екатеринбурге, Владивостоке. Это помимо выставочных центров Эрмитажа в Амстердаме и Барселоне. Об этом напомнил на пресс-конференции Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель проекта "Эрмитаж 20/21".
Озерков пообещал, что в программах будущего филиала упор будет сделан на современное искусство в рамках проекта "Эрмитаж 20/21". Речь и о привозных западных выставках, и об образовательных программах, и о представлении проектов Эрмитажа, показанных, например, на Венецианской биеннале. Кроме того, в планах - выставка работ импрессионистов и постимпрессионистов из бывших собраний Щукина и Морозова, проекты, сделанные с привлечением работ из бывшего спецхрана Эрмитажа и, естественно, его запасников.
Архитектором нового музейного центра выбран американец Хани Рашид, с которым Эрмитаж имел опыт работы в рамках проекта "Эрмитаж - Гуггенхайм". Представляя проект пятиэтажного музейного центра, Хани Рашид сказал, что в работе его вдохновляли русский конструктивизм 1920-х годов, американский модернизм середины ХХ века (в частности, американский и советский павильоны, показанные на знаменитой выставке ЭКСПО в Монреале 1967 года, которые он увидел ребенком) и новые технологии XXI века. С его точки зрения, здание не должно быть аттракционом, но скорее фоном, пространством, удобным для работы художников и кураторов. В то же время он хотел бы, чтобы пространство музея, будучи функциональным, тем не менее побуждало к новому взгляду на уже знакомые произведения, чтобы оно было открытым для зрителей. С его точки зрения, это должно быть пространство, в котором могут органично сосуществовать музей, кунстхалле и Фабрика Уорхола.