Впервые в законе четко прописаны все случаи недобросовестной конкуренции. Это, например, использование компанией чужого товарного знака. Также это могут быть ситуации, когда фирма заявляет, что ее товары лучшие на рынке, но при этом рекламные лозунги не подтверждаются исследованиями. Важно, что и раньше эти случаи считались нарушением, но не были прописаны в официальных документах.
Второе важное изменение: впервые узаконены соглашения о совместной деятельности между предприятиями. До сих пор, если компании создавали совместное производство, например, чтобы снизить себестоимость товаров и услуг, такие действия автоматически считались картельным сговором. За это, по закону, нарушителям грозит штраф до 15% от суммы выручки, полученной незаконным путем.
По новым правилам, если ФАС имеет претензии к компании, прежде чем подавать в суд, ведомство обязано будет попытаться урегулировать все вопросы в досудебном порядке. Это называется процедурой предварительного заключения.
Кроме того, впервые у предпринимателей появилась возможность обжаловать решения территориальных управлений ФАС в центральном аппарате ведомства, не обращаясь для этого в суд.
Еще один блок поправок касается привлечения к ответственности органов власти, нарушивших антимонопольное законодательство. Например, речь идет о случаях, когда чиновники подписывают соглашения с определенными компаниями, что ограничивает доступ на рынок другим организациям. Согласно поправкам, ФАС может выносить предупреждения госслужащим всех уровней. Кроме того, увеличен и максимальный размер штрафа для должностных лиц за нарушение конкуренции - с 30 до 50 тысяч рублей.
Также, согласно новому документу, ФАС сможет запрещать создание государственных и муниципальных предприятий, если рынок услуг, которые они смогут предоставлять, уже сформирован. Поправки вступят в силу 5 января 2016 года.