Он также сообщил о планируемых изменениях в законе о дольщиках, появлении новых участников программы "Жилье для российской семьи" и строительстве небоскребов в России.
Михаил Александрович, как продвигается госпрограмма по ипотеке? Много ли семей привлекало снижение ставки до дюжины процентов годовых?
Михаил Мень: Программа работает с апреля. И сегодня каждый четвертый ипотечный кредит был взят в банках с помощью господдержки. Неплохой показатель. Программа должна работать год - до апреля 2016 года, но на этом она может и не остановиться. Председатель правительства Дмитрий Медведев на Международном инвестиционном форуме в Сочи сказал, что мы рассматриваем возможность продления программы. Такие мысли есть. Но говорить о параметрах, масштабах и самой реальной возможности продления этой программы можно будет в начале 2016 года, когда подойдет к завершению годовой этап.
Но вы уже, наверное, знаете главные условия, при которых льготная ипотека может остаться и после апреля 2016 года?
Михаил Мень: Мы должны отталкиваться от ключевой ставки Центробанка.
Если, условно говоря, она опустится до 8-8,5 процента, то банки смогут без государственного субсидирования давать кредиты под 12 процентов. Если же будет другое решение, то программу по субсидированию можно будет продлевать. Свои предложения, которые будут зависеть и от макроэкономических показателей в стране, минстрой подготовит в начале 2016 года.
А когда планируете включить в программу льготной ипотеки вторичное жилье?
Михаил Мень: Перспективу в предложении субсидировать ставки при покупке вторичного жилья мы определенно видим. Но когда этот механизм начнет работать - зависит только от банков. Но хочу сказать, что это не наша основная задача. Наша цель - поддержать покупателей жилья именно на первичном рынке.
Только так мы можем помочь строительной отрасли, огромному количеству людей, занятых в ней и смежных отраслях, и стимулировать возведение новых домов.
Откуда же тогда появился вторичный рынок, спросите вы. Региональные эксперты имели ввиду некий трейд-ин, который можно применить и при покупке жилья. Дело в том, что очень часто люди, которые готовы приобрести новую большую квартиру в ипотеку (родился ребенок, выросла семья и так далее), не могут это сделать, так как продать старую - маленькую - не могут. Продажи на вторичном рынке сейчас упали, так как нет спроса. И в итоге мы теряем покупателя на первичном рынке. И программа поддержки такой схемы могла бы помочь людям.
Но пока банки не знают, как администрировать такой вот трейд-ин. А без них это делать бесполезно. Принять постановление несложно, но как оно будет выполняться на практике? Так что слово за банковским сообществом, за теми крупнейшими банками с государственным участием, с которыми мы сейчас работаем по программе субсидирования.
Регионы получили право самостоятельно расширять списки покупателей квартир по госпрограмме "Жилье для российской семьи" со скидками в 20 процентов. Кто сможет дополнительно попасть в этот перечень?
Михаил Мень: Решение такое действительно было принято буквально накануне. Страна у нас большая, регионы разные, у всех свои потребности. Мы начинали с того, что определили свой общефедеральный перечень, чтобы регионы от него отталкивались и составляли свои списки. Но регионы попросили нас не делать базового перечня, потому что кому-то важно для села привлечь больше врачей и учителей, кому-то, кто строит большое предприятие на территории региона, нужны специалисты.
Мы всегда были сторонниками того, чтобы максимально давать возможность принимать подобные решения субъектам Российской Федерации. И теперь такое право у них есть.
Уже по первым результатам можно уверенно сказать, что это дало эффект. Губернаторы благодарят и говорят, что наконец-то они смогут подгонять эту программу под свои социальные задачи.
Банки готовят предложения по изменению закона о дольщиках. Среди идей - заморозка средств до завершения строительства и повышение банковского контроля над их распределением. Как минстрой относится к этим предложениям, не приведет ли это к росту цен на жилье?
Михаил Мень: Говорить о повышении цен преждевременно. У нас создана рабочая группа, которая как раз и занимается вопросом совершенствования 214-го федерального закона о дольщиках. До последнего времени этот документ успешно защищает участников строительства. Есть, например, механизм страхования: не только через страховые компании, но и через общество взаимного страхования, куда уже входит уже около 250 строительных компаний. Они отвечают своим компенсационным фондом за своих членов.
Но при этом мы понимаем, что вызовы сегодняшнего времени могут подготовить для будущих покупателей какие-то неожиданные сюрпризы. Поэтому мы работаем над более серьезным ужесточением 214-го закона.
Есть разные радикальные предложения, в том числе и те, о которых вы сказали. Мы пока не отвечаем на них "да", но в течение двух недель мы завершим эту работу и примем решение. Скорее всего, мы будем двигаться в таком направлении: один объект - один счет. Чтобы у застройщиков не было возможности затыкать свои дыры за счет нового строящегося объекта.
Мы сделаем все возможное, чтобы изменения в закон о дольщиках не повлияли на стоимость квадратного метра для покупателей.
Минстрой работает над актуализацией дорожной карты, касающейся строительства высотных зданий. Как на ваш взгляд, в России не хватает небоскребов? В каких городах их лучше всего возводить?
Михаил Мень: С одной стороны, у нас большая страна - места для домов достаточно - и строить небоскребы во всех городах, конечно, не имеет смысла.
С другой стороны, в наиболее крупных городах и областных центрах застройка жилых кварталов уже плотная. Так что высотное строительство там будет развиваться, так или иначе. Но решение по каждому такому строению надо принимать индивидуально.
Что касается внешнего облика в городах, то в мировых столицах небоскребы не разбросаны по всему городу, а сконцентрированы в одном месте. Так называемые сити, как правило, гармонично вписываются в исторический облик города. Если по такому же принципу они будут возводиться в наших городах, то опасаться их не стоит.
Мы сейчас работаем над созданием первых в России специальных Сводов правил по высотному строительству. Они должны снизить использование спецтехусловий при возведении небоскребов. Это значит, что у строителей появится больше возможностей строительства разнообразных и надежных высоток в стране.